Образовательная функция считалась для музеев одной из главных в советское время. О том, как усилить связи между музеем и школой в современном образовании в интервью РИА Новости говорит кандидат исторических наук, редактор журнала «Музей» Елена Медведева.
- Елена Борисовна, много ли школьников можно увидеть сегодня в музеях?
- В некоторых российских музеях дети – это почти 80 процентов музейной аудитории: музеи уделяют работе с детьми самое большое внимание, выполняя свою образовательную, просветительскую функцию.
С 1980-х годов детское направление музейной деятельности поступательно развивается. Так, в небольших городах (Сыктывкар, Иваново, Торжок, ряд других городов) даже создавались программы музейного «всеобуча» – систематическими музейными занятиями была охвачена вся детская аудитория от детского сада до старших классов.
В больших городах обеспечить такой полный «охват» довольно сложно, но и здесь музеи давно стремятся работать с детскими группами в системе, по музейно-образовательным программам. С ребятами среднего и старшего возраста это сложнее. В России и взрослые ходят в музеи меньше, чем, скажем, в Великобритании, где 80 процентов населения минимум 1-2 раза в год посещают музеи. У нас – в лучшем случае 10 процентов.
- С чем это связано?
- Причин много, прежде всего социально-экономические. Но множество проблем – и в организации совместной работы музея и школы. Из-за ведомственной разобщенности они слабо взаимодействуют друг с другом. В то время как обязательные «музейные дни» уже более 20 лет назад введены в школах Англии, национальные программы «Музей и образование» существуют в Италии и США, других странах. Эти программы сделали посещение музеев естественной частью школьного учебного процесса, наладили партнерские отношения музея с учительством, обеспечили подготовку методических пособий для учителей, которые регулярно распространяются в школах и других образовательных учреждениях.
Есть у нас и другие проблемы в организации школьных экскурсий: после участившихся терактов учителям запрещают куда-либо вывозить детей из школы, часто не хватает средств на оплату вздорожавшего транспорта.
- Может ли посещение музея быть не только познавательным, но и интересным? Сейчас много говорится об интерактивных методиках…
- За рубежом, используя этот термин, говорят об интерактивных экспозициях. Последние несколько лет при поддержке фонда Владимира Потанина и фонда Дмитрия Зимина многие российские музеи также стали создавать экспозиции, которые позволяют посетителям быть активными, искать ответы на вопросы, ставить опыты и эксперименты, познавать играя. Они побуждают школьников думать, учат извлекать знания из первоисточника.
Учитывая, что познавательный интерес формируется именно в самостоятельной деятельности, а постоянное увеличение потока информации требует умения самому добывать знания, на мой взгляд, школа должна оценить появление таких новых музейных технологий. Например, Государственный биологический музей имени Тимирязева организовал выставку «Смотри в оба». Она посвящена строению и функциям человеческого глаза.
Даже досуговые программы музеев всегда выполняют образовательные задачи. К примеру, если на занятии «Час маскарадного удовольствия» в музее-заповеднике «Царицыно» ребята превращаются в кавалеров и дам, готовятся к балу, переодеваются, делают прически, изучают язык веера и язык мушек, одновременно они получают множество интереснейших знаний по истории и культуре 18 века. Хотя по форме это игра, театрализация.
- Как сделать так, чтобы экскурсия помогала в освоении школьной программы? И от чего зависит развитие сотрудничества музея и школы в будущем?
- Организуя музейную экскурсию, хороший учитель всегда заранее должен формулировать перед детьми образовательные задачи. Если школьники знают, что потом нужно будет написать эссе, сочинение, выполнить контрольную работу, они не будут воспринимать посещение музея только как развлечение.
Помочь в этом учителю должны музеи. Например, за рубежом для этого созданы музейно-педагогические центры. Они осуществляют совместное планирование работы музеев и школ в своей местности, организуют занятия для учителей, разрабатывают музейно-образовательные программы, которые расширяют и углубляют представления учащихся о предметах школьной программы, развивают визуальную грамотность, навыки самостоятельной работы. Издательства таких центров выпускают специальную литературу в помощь школьному педагогу.
Нужно государственное решение – будут ли у нас созданы такие музейно-педагогические центры, или начнут развиваться другие формы сотрудничества. Однако таких шагов сейчас не только не предпринимается, но и финансирование музеев вообще сокращается в связи с новыми поправками в закон о бюджетных организациях.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости