Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Очаровательная 19-летняя Лена Майер-Ландрут победила в финале Евровидения вполне предсказуемо, но в то же время неожиданно. Она занимала первые строчки во многих предварительных рейтингах, ей устроили мощную рекламную раскрутку. Однако сама песня, с которой она выступила, не обладала никакими музыкальными достоинствами. И очень хорошо было видно, что Лена никогда не училась петь.
Случился парадокс: простенький номер, сделанный на уровне самодеятельности или провинциальной дискотеки, был оценен выше, чем множество изощренных музыкально-драматических композиций и технически сложных шоу.
Заговорили сразу же о политической подоплеке: дескать, Германии решили сделать подарок как самой мощной и богатой стране Евросоюза, которая только и может вытащить из кризиса остальную Европу.
Германия едва ли нуждается в таком подарке. Лену, конечно, чествуют на родине, как героиню, но эстрадные конкурсы там отнюдь не являются государственным делом. Уж тогда скорее следовало бы подарить, например, сборной Германии по футболу мировое чемпионство, вот был бы настоящий национальный праздник для немцев. Однако невозможно. Такие победы – и в футболе, и в Евровидении – не покупаются и не дарятся. Их достигают за счет усилий, труда и искусства исполнителей.
Вполне возможно, отдельные члены профессиональных жюри делали свой выбор, в том числе, исходя из того, какая страна будет в состоянии организовать в следующем году полуфиналы и финал Евровидения. Выиграли бы представители охваченной глубоким кризисом Греции – и где бы Афины взяли средства на дорогостоящее песенное мероприятие? Но эти второстепенные соображения не играли особой роли. Те же греки, кстати, не дали Лене Майер-Ландрут первого места, хотя если следовать логике любителей конспирологии, они первыми должны были так поступить.
Да и кроме жюри есть еще телезрители, которые поддержали певицу из Германии не по политическим или экономическим причинам. Тут в дело вступают не рациональные, а эмоциональные факторы: надо, чтобы песня понравилась, приносила радость, развлекала, в конце концов.
В выступлении Лены было одно несомненное достоинство – простота. Я бы даже сказал – простодушие. На сцену вышла симпатичная девочка, незатейливо приплясывает, мурлычет незамысловатую песенку. Все живо, естественно, без надрыва, без напряга. Она не «грузит», как теперь принято выражаться. Это и сработало, особенно по контрасту с другими номерами.
В финале конкурса было немало крепких эстрадных номеров, правда, ничего выдающегося, все не выше среднего уровня. Два таких номера, относительно более качественных – группы из Турции и дуэта из Румынии – заняли свои законные второе и третье место. Было очень много сценических эффектов, много дыма и снопов света. Певцы и певицы демонстрировали свои вокальные достижения. Исполнители второго плана изощрялись в акробатических прыжках, играли на всевозможных музыкальных инструментах, вплоть до таких экзотических, как дудук (у представительницы Армении).
За всей этой мишурой и чехардой иногда не видно было солистов. Особенно немилосердно постановщики номеров поступили с посланницами закавказских республик – Азербайджана, Армении и Грузии. Все три молодые певицы были неплохо подготовлены музыкально, обладали отлично поставленными голосами. Но девушек просто задавили
аксессуарами. Их постоянно заслоняли танцоры, отвлекая внимание на себя.
А ведь хорошо известна формула успеха: артисты из группы подпевки и подтанцовки не должны мешать, вторгаться на «территорию певца», тянуть одеяло на себя. Это элементарные требования к режиссуре конкурсных выступлений. Так побеждала Мария Шерифович в 2007-м, которая просто стояла и пела. Так выиграл Дима Билан в 2008-м, потому что знаменитый фигурист Евгений Плющенко и венгерский скрипач Эдвин Мартон знали свое место и оставались на втором плане. Так же достиг успеха Александр Рыбак в прошлом году, которому никто и ничто не мешало солировать.
Так же был поставлен и номер Лены Майер-Ландрут – со вкусом и без излишеств, с минимумом эффектов. Она три минуты держала сцену практически в одиночку. И уставшие от бесконечного дыма, шума и огня телезрители отдали ей предпочтение, закрыв глаза на все шероховатости, технические несовершенства и, так сказать, некоторую угловатость исполнения.
И еще одно обстоятельство сыграло свою роль. Жизнерадостная песенка Лены перешибла поток грустных, а порой и заунывных баллад. Вот и вышло, что простота побила класс. Хотя класс в целом был невысок. Средний уровень песен был намного ниже, чем в прошлом году в Москве. Не нашлось у немецкой девочки по-настоящему сильных конкурентов.
В том числе не смог с ней соревноваться Петр Налич со своим музыкальным коллективом, который выступил достойно, профессионально, однако смотрелся на общем фоне несколько «не от мира сего». Он вообще не принадлежит к корпорации, определяемому широким термином «попса». Но именно попса правит бал на конкурсе Евровидение. И побеждают не те, кто лучше поет или исполняет сложные музыкальные композиции, а те, кто находит непроторенные пути к сердцам зрителей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции