Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Новый теракт потряс Северный Кавказ. 26 мая сильный взрыв прогремел в центре Ставрополя, семь человек погибло, в том числе девочка 12 лет, более 30 получили ранения. Похоже, что зона терроризма расширяется, а в боевые действия на террористическом «фронте» вступают новые бойцы и бандформирования.
На сей раз террористы попытались ударить дуплетом сразу по двум целям. Бомба была заложена у входа в ставропольский Дворец
культуры и спорта, и взорвалась прямо перед началом концерта чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах». Не исключено, что исполнители теракта ставили задачу запугать и мирное население Ставрополья, и тех представителей Чеченской республики, которые выбирают мир, а не войну в своем регионе. Кроме того, они хотели всячески усилить межнациональную напряженность, обострить и дестабилизировать обстановку в крае, который был в январе этого года включен в состав нового, Северо-Кавказского федерального округа.
Представители местной власти уже назвали взрыв «жестокой беспрецедентной провокацией, которая направлена на то, чтобы расшатать национальное равновесие в крае».
Какие силы могли бы пойти на такую провокацию? Менее всего вероятно, что этот теракт организовали малочисленные боевики, скрывающиеся в горах и лесах Чечни и Ингушетии. Не похоже на их почерк.
Прежде всего, в северокавказском регионе объектами действий боевиков-сепаратистов становятся, как правило, не мирные жители, а военнослужащие и милиционеры. Кроме того, бомбы у них гораздо мощнее – в данном случае говорят о 400 граммах в тротиловом эквиваленте. И, наконец, они для большей верности используют тактику двойного подрыва.
По мнению специалистов, взрыв больше похож на дилетантскую акцию устрашения, чем на профессионально организованный теракт. Работники Следственного комитета, приступившие к расследованию, уже выдвинули две основные версии по поводу того, какие силы стоят за взрывом.
Во-первых, по мнению представителей силовых структур Северо-Кавказского федерального округа, это могут быть некие экстремистские националистические организации. В таком случае понятно, почему террористы приурочили взрыв к выступлению в городе именно чеченского ансамбля. Их цель – взорвать хрупкое межнациональное равновесие. В последний раз оно было резко нарушено в Ставрополе три года назад, в мае 2007 года, когда произошла массовая драка между кавказцами и местной молодежью, в которой погиб один человек, чеченец по национальности.
Но затем напряженность удалось разрядить, и все успокоилось. Ни о каких экстремистских националистических организациях ставропольчане не слыхали, а те, если и возникали, то никак себя не проявляли. В том случае, если за эти годы в крае возникла целая организация, невидимая миру и готовая сразу переходить к решительным действиям, совершать такие кровавые злодеяния, то это очень тревожный знак. Подобные явления надо уничтожать в зародыше, иначе может пойти цепная реакция по всему Северному Кавказу. Там и так все очень хрупко и ненадежно.
Правда, есть и вторая версия: за терактом в Ставрополе стоит «бандитское подполье». Иначе говоря, уголовники, криминалитет, цель которых предельно проста: помешать решительной борьбе с коррупцией и преступностью на Северном Кавказе, которую объявил полпред президента в округе в ранге вице-премьера Александр Хлопонин. Кстати, именно в эти дни он собирался посетить Ставрополь, и взрыв мог быть задуман как своего рода предупреждение.
Обе версии свидетельствуют о том, что у федеральной власти в битве за стабильность на «нестабильном Кавказе» появляются новые противники. И кто бы это ни был – радикальные националисты или формально аполитичные бандиты, они угрожают миру и безопасности во всем этом взрывоопасном регионе.
Президент Медведев еще 19 мая, выступая на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, заявил: «Коррупция является преступлением в любом регионе, не только на Северном Кавказе. Только на Кавказе она приняла абсолютно угрожающий характер, она угрожает, по сути, национальной безопасности, ослабляет государственные, социальные институты. И, к сожалению, по сути, та коррупция, которая существует, является фактом прямого пособничества сепаратистам и убийцам, которые творят свои дела на территории Северо-Кавказского округа».
То же самое можно сказать о ставропольских террористах. Какие бы цели они перед собой ни ставили, они фактически стали пособниками сепаратистов. Их жизненно необходимо найти и обезвредить, чтобы не допустить расползания терроризма по Северо-Кавказскому округу и за его пределы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции