Школьники сдают ЕГЭ по литературе 27 мая. Этот экзамен в свое время подвергался, пожалуй, самой сильной критике: его даже вывели из перечня обязательных, а часть А, где можно было выбирать ответ, убрали. Перестал ли ЕГЭ по литературе быть страшилкой для школьников, в интервью РИА Новости говорит председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков заданий ЕГЭ по литературе Сергей Зинин.
- Сергей Александрович, ЕГЭ по литературе – один из самых спорных экзаменов. Многие по-прежнему считают, что сдавать литературу в тестовой форме не допустимо.
- Мне кажется, это суждение инерционное. До сих пор бытует представление, что экзамен по литературе – это тест, в котором попадаются бессмысленные вопросы, вроде того, какой породы была тургеневская Му-му или на каком плече родинка у героини романа Льва Толстого.
Но ЕГЭ по литературе прошел существенную эволюцию, он стал другим. Первые тесты действительно выглядели довольно пестро. В них было много заданий с выбором ответов, в которых надо было продемонстрировать знания фактов: имена героев, детали, эпизоды. Задания носили формализованный характер и, в общем, по сути ничего не проверяли. Поэтому и возобладал иной подход к экзамену, часть А – убрали.
- То, как сегодня выглядит экзамен, оптимально?
- На мой взгляд, да. Не случайно и критические нападки на экзамен прекратились.
Сегодня ЕГЭ по литературе состоит из трех частей. В первых двух предлагаются два текста для анализа: в первой части - фрагмент эпического, лиро-эпического или драматического произведения, во второй – стихотворение. К произведениям – задания, ответы на которые школьники должны сформулировать самостоятельно (допустим, требуется определить жанр произведения Гоголя «Ревизор», ответ – комедия). Кроме того, по каждому из текстов требуется выполнить еще по два задания, в которых надо дать развернутые ответы на вопросы. Вопросы связаны как с проблематикой и содержанием анализируемого произведения (допустим, как воплощена патриотическая тема в стихотворении Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»), так и с литературным контекстом этой тематики (к примеру, в каких произведениях русских поэтов затрагивается та же тема, что и у Есенина). Таким образом, проверяется знание не только конкретных текстов, но и материала курса в целом.
Самая главная – 3-я часть, это сочинение, которое всегда писали наши школьники.
Как показывает практика, подготовиться к такому экзамену и хорошо сдать его – вполне возможно. Для этого не требуется «натаскивание на тесты». Надо просто учить детей анализировать текст, работать с его фрагментами и как можно больше выполнять на уроках письменных работ.
Удручает лишь одно: экзамен перестал быть обязательным.
- Школьников это не удручает - только радует...
- Школьники будут радоваться, и если математику отменят. Ученье – это ведь своего рода «принуждение во благо».
Я убежден: экзамен по литературе в 11 классе должен быть обязательным, потому что литература - это предмет, который формирует личность, наделяет ее важнейшими «культурными кодами».
Можно спорить о том, насколько совершенны задания, корректны ли они, нужно искать оптимальные их варианты. Но делать литературу экзаменом по выбору - неправильно.
Сочинение и система связных ответов на вопросы – это то, что позволяет сохранить лучшие традиции нашего литературного образования. Как сказал известный литературовед - пушкинист Валентин Непомнящий, сочинение в школе - это «русские мозги». Школьники многих «передовых» стран не пишут сочинения на литературные темы, затрагивающие глубинную духовно-нравственную проблематику – это сугубо наша, российская традиция, от которой нельзя отказываться.
Важно, чтобы ребенок благодаря курсу литературы приобрел нравственные ориентиры, чтобы ему стали созвучны «чувства добрые», заложенные в классике. В противном случае мы получим на выходе выпускника, который знает, что «жи-ши» пишется через «и», но не читал «Евгения Онегина».
- Так может быть, стоит вернуться к сочинению, отказавшись от частей, где надо давать ответы на вопросы?
- Если оставить сочинение, мы не потеряем «зерно» экзамена, но детям будет сложнее его сдать.
Задания, требующие краткого ответа на вопрос, обычно не вызывают затруднений, кто-то отвечает лучше, кто-то хуже, но в целом картина положительная. Это так называемая «накопительная» часть экзамена, ее психологически сдать легче. Отвечая на вопросы, ребенок понимает, что зарабатывает баллы. Эта часть в хорошем смысле прогнозируемая.
Другое дело – задания с развернутым ответом (часть С). К сожалению, сочинения дети пишут не очень хорошо. И дело даже не в том, что задания сложны. Проблема - объективная, связанная с методикой преподавания предмета: не хватает часов и на развитие речи, и на обучение написанию сочинения. Умение размышлять с пером в руках – достаточно сложный навык, который надо интенсивно развивать.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ)? специально для РИА Новости
Как вы считаете, должен ли ЕГЭ по литературе быть обязательным?