Студенческие стройотряды, столь популярные в советские годы, продолжают существовать. Один из проектов с их участием – строительство олимпийских объектов в Сочи. О сегодняшних студотрядах в интервью РИА Новости говорит руководитель Молодежного общероссийского общественного движения «Российские студенческие отряды» Павел Богатеев.
- Павел Николаевич, много ли студентов работает сейчас в студенческих стройотрядах? В чем главное отличие нынешних от отрядов времен СССР?
- Собственно стройотряды составляют лишь часть студенческих отрядов: есть и другие. В прошлом году по всей России в них трудилось около 230 тысяч человек. Конечно, эти цифры нельзя сравнить с советским временем, когда численность студентов в подобных отрядах доходила до 800-900 тысяч.
Студотряды в их нынешнем виде стали активно развиваться с 2000 года. В экономике страны наметился подъем, и появилась необходимость в сезонных рабочих, которые могли бы отработать какой-то срок на предприятии или в сфере услуг в самый «жаркий» период, и потом не возникал бы вопрос, что делать с таким количеством «рабочих рук».
Современные студотряды действуют в условиях конкурентной рыночной экономики. В дорыночные советские времена работы для отрядов было много, и распределялась она через областной или городской исполнительный комитет. Теперь руководители отрядов сами напрямую договариваются с работодателями.
Заметно также, что в среднем студотряды помолодели. В советское время молодые люди приходили в вузы часто после армии, или уже отработав какое-то время: средний возраст по стройотряду был около 25 лет, сейчас это в основном молодежь 18-20 лет.
- Чем занимаются студенческие отряды? Насколько разнообразна сфера их занятости?
- Студенческие отряды могут быть задействованы практически в любом деле, которое не требуется особой квалификации работников. Многие трудятся на уборке урожая, в том числе и водителями комбайнов. Также востребованы отряды проводников – особенно в летний период на популярных у отдыхающих направлениях. Есть педагогические отряды, участники которых едут в лагеря вожатыми и воспитателями.
Для строительных же отрядов в связи с кризисом работы убавилось. Но у нас большие надежды на олимпийские объекты в Сочи. В прошлом году там работало 230 человек, в этом поедет уже 1,5 тысячи, а в следующем, возможно, и больше.
До недавнего времени проблемой было и отсутствие официального юридического статуса у студенческих отрядов. В законе их просто не значилось. В прошлом году, когда праздновалось 50-летие студотрядов, проблема была, наконец, решена: в закон «Об образовании» было внесено соответствующее дополнение.
- Довольны ли работодатели студенческими отрядами? Есть ли у студентов преимущества перед другими работниками?
- Конечно, часто возникает недоверие к студенческим стойотрядам. Допустим, когда студенты только появились на сочинской стройке, многие руководители говорили, что они будут развлекаться и не вылезать из моря, только не работать. Тем не менее, спустя несколько недель они радикально поменяли мнение.
Главный козырь студенческих отрядов – молодость их участников. Студенты ко всему подходят с энтузиазмом. Помимо этого, работа в отряде – это не только возможность подзаработать, но и смена деятельности, возможность проявить себя, познакомиться с интересными людьми.
Стройтряды обычно успевают за несколько месяцев выполнить больший объем работы, чем штатные сотрудники. А в сфере услуг у студентов – свобода творчества. Так, отряды проводников устраивали кукольные спектакли для самых маленьких пассажиров, чтобы те не скучали в пути. Педагогические отряды перед началом сезона тратят месяцы на разработку новых и интересных программ для лагерных смен, причем готовят их не одну, а иногда несколько. Чаще всего программы посвящены какой-либо теме: развитие лидерских качеств у детей, история и культура родного края.
- Что дает студентам участие в деятельности таких отрядов? Следите ли вы за судьбой тех, кто уже окончил вуз?
- Да, мы стараемся поддерживать с ними связь. Главное, что дает работа в студенческих отрядах – это умение продавать себя на рынке труда и хорошее знание отношений между работодателем и сотрудником. Они сами организуют рабочий процесс, сами контактируют с работодателем и учатся показывать свою конкурентоспособность. Почти все намного быстрее строят карьеру, по сравнению с теми, кто не участвовал в подобной деятельности. Многие становятся предпринимателями, ведь студотряд – это своего рода бизнес проект.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости