Дмитрий Виноградов
МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Чартерное авиасообщение между Тбилиси и Москвой, которое возобновилось в понедельник, пока не вызвало ажиотажного спроса потенциальных пассажиров. Однако общественный интерес к этим рейсам и в Москве, и в Тбилиси высок. О том, как добирались в Тбилиси раньше и кто рад возобновлению перелетов, рассказывает в своем репортаже корреспондент РИА Новости Дмитрий Виноградов.
Билет в один конец
На сайте Airzena-Georgian Airways еще за три дня до вылета про рейсы в Россию ничего сказано не было — в перечне аэропортов, куда летают ее самолеты, Москва не значилась. Не нашлось ее и в списке городов, куда можно купить электронный билет. Пришлось звонить в московское представительство Airzena. По телефону ответили.
— Да, билет можно купить только в нашем представительстве, — с культовым акцентом, по которому мы так долго скучали, подтвердил женский голос. — И только за наличные. Мы на Плющихе, дом 58.
— А номер кабинета какой?
— Номера нет. Рядом ресторан "Багратион". Так вот в него не надо заходить.
Каморку "Грузинских авиалиний" я нашел не без труда. Внутри грустно пылился макет грузинского самолетика. На стене — корпоративный календарь, застывший на последних месяцах прошлого года (времени предыдущих чартеров из Тбилиси). Сама кассир, впрочем, выглядела приободренной.
— Директор по секрету сказал, что скоро рейсы станут регулярными, а не чартерными. То есть будут дешевле. И в одно и то же время. Пока же надо каждый раз уточнять. Ваш рейс, — кассир пощелкала по компьютеру, — в 14-30.
Общую атмосферу начинающегося оживления на рынке московско-тбилисских прямых авиаперевозок дополняли постоянные звонки, отвлекавшие женщину от оформления билета для корреспондента РИА Новости.
— Да-да, будут третьего, шестого и девятого июня. Нет, не отменят. Нет, купить можно только у нас, — нетерпеливо объясняла она в трубку и диктовала уже знакомый мне адрес "на Плющихе, рядом с "Багратионом".
— В Домодедово, представляете, на нас билеты не продают. И не говорят, где в аэропорту наше представительство. Говорят, не знают. А мы там в глубине сидим, не найдешь, если не знаешь — пожаловалась она. Стало понятно, что нормализация наших отношений и забвение былого еще далеки.
— А чем занималось ваше представительство, пока самолеты не летали?
— Работы хватало. На "Армавиа" билеты продавали.
— А визу грузинскую мне дадут?
— Да, на границе получите без проблем. С нашими пограничниками — никаких проблем, в отличие от… эээ… наших.
Больше всего покупка билета напоминала сделку на рынке. Кассового аппарата нет. Пластиковой картой расплатиться нельзя. Для отчетности дают какой-то квиток. И стоит дорого — в Ереван 3,5 тысячи, из Тбилиси — 11. Зато в билете что-то написано красивым грузинским шрифтом. Рядом — перевод на английский. Русского языка в билете нет.
Тут дверь кабинетика снова открылась, внутрь зашел мужчина восточной наружности. Гость и хозяйка бурно, по-кавказски, приветствовали друг друга. Стало понятно, что мужчина — постоянный клиент Georgian Airways. Он собрался купить билет к "Наночке, которую не видел уже три месяца".
— Счастливый! — порадовалась билетер. — Я сама в Грузии три года не была. Но теперь хочу съездить. Без пересадок хорошо будет. А пока подожди, пожалуйста, сейчас молодому человеку билет оформлю!
Мужчина вышел на улицу.
— Ганапольский! — со значением говорит кассир (Матвей Ганапольский — известный радиожурналист, — прим. РИА Новости). Тут я впервые испугался. На первом рейсе будут одни журналисты и брать интервью мы будем друг у друга.
Москва — Ереван — транзит
На самом деле авиасообщение между Москвой и Тбилиси давно налажено, несмотря на все сложности в отношениях. Просто сообщение это не прямое. Постоянные пользователи грузино-российских перелетов на Интернет-форумах и в личных беседах любят обсудить преимущества полетов через Днепропетровск перед Киевом, а через Армению — перед Стамбулом.
Большинство авиакомпаний, летающих из России в относительно соседние с Грузией аэропорты, ввели у себя дополнительные стыковочные рейсы на Тбилиси. Например, корреспондент РИА Новости добирался до Тбилиси через армянский аэропорт "Звартноц". В общем, от политических решений, как водится, страдают исключительно рядовые граждане. Смысла же в этих бойкотах особо не было. Тоже, как водится.
А кто точно выигрывал от торговых войнушек России и Грузии, так это другие страны.
Впрочем, представитель армянского авиаперевозчика "Армавиа" не выглядел расстроенным перспективой потерять клиентуру, которая теперь перетечет к "Грузинским авиалиниям". Его я нашел где-то в аэропорту "Внуково", на фоне рекламных слоганов "Мир без границ" и "Везде как дома".
— Да им только на 12 рейсов разрешения дали. (На самом деле на весь летний сезон, — прим. РИА Новости) Перед Новым годом тоже так было, потом отменили, — успокоил он корреспондента РИА Новости (хотя, скорее всего, себя). На просьбу представиться и дать интервью на видеокамеру он ответил категорическим отказом.
Он также сообщил, что как раз на днях "Армавиа" вводит шестой рейс в день. Летают они все семь дней в неделю. Да, планы Airzena-Georgian Airways на этом фоне пока выглядят скромно.
Самолет, впрочем, был полупустой уже сейчас. Полными у "Армавиа" летят как раз стыковочные рейсы с Тбилиси, ответила на мое недоумение бортпроводница Элинар. Такие рейсы летают два рейса в день. А мой рейс таковым не был.
Но одного транзитного пассажира я в салоне все-таки нашел: у бизнесмена Алмасхани было еще какое-то дело в Ереване, поэтому он летел на этом, нестыковочном рейсе, а утром рассчитывал сесть на самолет до столицы Грузии.
— Конечно, нам будет удобнее, когда будет прямой рейс, — объяснил он мне. — И русским, кстати, тоже. К нам многие летают — в основном бизнесмены, да еще такие же, как ты, журналисты. Но мы и сейчас летаем без проблем. Так что этих рейсов нет просто из-за чьего-то упрямства.
Мир без границ
Из Еревана до Тбилиси можно добраться на маршрутке, отъезжающей от колоритного ереванского автовокзала еще советской постройки. Машину до столицы Грузии узнать легко — внутриреспубликанские маршрутки подписаны армянским шрифтом, а тбилисская, на правах международной — латиницей. Покупаю билет в кассе за 6500 драм (что-то около 630 рублей), занимаю место и вместе со всеми жду, когда маршрутка заполнится.
Компания разношерстная — армяне, живущие в Грузии, грузины, живущие в Армении, и украинский студент, изучающий великого художника-мариниста Ованеса Айвазовского, которого в России зовут Иваном.
Крепыш Спартак в замызганном спортивном костюме, узнав о цели моей поездки, не скупится на комментарии.
— Я живу в Екатеринбурге — бизнес у меня там. Металлолом принимаю. Еще в Подмосковье бизнес есть. Напрямую в Грузию не попасть — я часто летаю, но приходится через Ереван.
Через три часа красивой дороги приезжаем на границу Грузии, на КПП "Садахло". Грузины встречают меня, как долгожданного гостя.
— Ну, здорово, фотограф! — по-дружески, как старого приятеля, приветствует меня пограничник. — Куда едешь, дорогой?
— В Тбилиси. Завтра будет первый рейс в Москву, буду его освещать, — рассказываю я и, проникнувшись пафосом госучреждения, решаю добавить. — Ведь это важное событие, символизирующее возвращение дружеских отношений между нашими народами.
— А раньше что, врагами были?— переспрашивает грузин, и пока я думаю, какой ответ будет более политкорректным, сам добавляет. — Это дураки все портят. Которые там, наверху. Билет есть у тебя? Я тебе тогда дешевую визу сделаю, транзитную. 10 лари стоит (200 рублей, — прим. РИА Новости). Очки сними, — строго приказывает он приготовиться к фотографированию и неожиданно подмигивает.
Пока он оформляет визу, я разглядываю лежащий перед ним календарик с подписью "Сборная России" и фотографией Георгия Гелашвили. Времени у меня много — старенький компьютер завис, и мое имя долго не могут внести, куда следует. Наконец мне вклеивают в паспорт красивую грузинскую визу и ставят штамп с контуром Грузии. Абхазия и Южная Осетия тоже в этот контур включены.
Праздник со слезами на глазах
Настроение в тбилисском аэропорту, где провожали первый после перерыва рейс в Москву, можно было бы описать как праздник. Собралось много журналистов, а представители аэропорта, авиакомпании и просто пассажиры с улыбками раздавали комментарии.
— Конечно, для нас это большое событие, — говорит РИА Новости pr-представитель аэропорта Теона Табидзе. — Думаю, после окончания квоты в 12 полетов ее продлят. А еще, по нашей информации, сейчас переговоры о полетах из Шереметьево ведет "Авиадон". Каждый день летать собираются.
— Тяжеловато с маленькой дочкой с пересадками добираться, — признается москвичка Ольга Терешкина. В Грузию она прилетела с дочкой Анной и мужем к его родственникам. — А в Тбилиси всего второй раз была. Думаю, теперь буду чаще.
Впрочем, салон самолета полупустой. Протискиваюсь мимо проводницы, разливающей "Боржоми", в бизнес-класс — к двум благообразным батюшкам из Грузинской православной церкви.
— Мы часто летаем в Москву по нуждам нашей паствы — ведь в России очень много грузин, — откровенничает высокий молодой длинноволосый священник с массивным золотым распятием. — Хорошо, если наши братские народы не будут больше разъединены.
А мой сосед Зураб Гулиашвили, работающий простым водителем во Владимире, летал в Тбилиси к отцу — тот неожиданно сильно заболел.
— Лететь пришлось через Армению, — рассказывает мне Зураб. — А мой брат из Владивостока добирался тоже через Ереван. Конечно, открытие таких рейсов — это большое событие. Давно так сделать надо было.
Зураб говорит, что его отец, скорее всего, скоро умрет. У него есть мечта — перед смертью еще раз увидеть Москву, где он служил в армии. Через Ереван отец бы точно не поехал — тяжело. А теперь мечта кажется вполне реализуемой. Одна беда — билет пока дорогой.