Прославленный писатель, художник и сценарист Тонино Гуэрра приехал в Петербург, чтобы открыть выставку своих работ в музее Державина, представить в Эрмитаже свою новую книгу "Мед" и просто побывать в одном из любимых городов. В интервью РИА Новости Гуэрра рассказал, за что он так любит Петербург, как представляет себе музей своего имени и зачем реставрирует церкви. Беседовал Иван Чувиляев.
- Вы приезжаете в Петербург часто и надолго и говорите в интервью, что давно влюбились в этот город.
- Да, я люблю Санкт-Петербург. Потому что я считаю, что он был бы самым красивым городом на свете, если бы не было Венеции. Я люблю этот город, потому что многие итальянцы работали здесь и оставили свой след. Я люблю Петербург не только за дворцы и музеи, но и за его маленькие тайны - например, за кладбище императорских лошадей в Екатерининском дворце в Пушкине.
- Вы сравнили Петербург и Венецию - их часто называют рядом. А в чем сходство и различие этих двух городов?
- Эти города роднит вода: каналы, реки, морской берег. А разница - в том, что в Венеции все дворцы мраморные, а в Петербурге основа - гранит. Кроме того, эти два города роднит влияние Палладио.
- Говорят, что сейчас появился проект музея вашего имени под Петербургом - в Крондштадте. А как вы можете себе представить идеальный музей Тонино Гуэрры, если бы сами его создавали?
- Да, я знаю, это будет маленький музей... А мой идеальный музей - это прежде всего слова, книги, картинки, которые я делаю, фонтаны... Все то, что я делаю. Я разбрасываю свой музей по всей Италии. Но я бы очень хотел, чтобы в моем музее был один из фолиантов, изданных петербургском издательством "Редкая книга" и хранящихся теперь в Эрмитаже.
- Известно, что в Италии вы на собственные средства реставрируете старинные церкви. Что вас заставляет это делать?
- Ну, это совсем маленькие храмы, вы себе не представляете, как мало нужно средств, чтобы такой храм отреставрировать. Три-четыре друга собираются и приводят церковь в порядок. А почему я это делаю? Просто для меня церковь, пусть даже покинутая - это капелла, где живут сотни молитв, произнесенных в этих стенах самыми разными людьми. В этих стенах люди просили, молили о чудесах. При этом я не верю, что есть рай, не верю, что на том свете нас кто-то или что-то ждет. И тем не менее, здесь, в России, я почитаю святого Серафима, который был отшельником в лесу. Последняя капелла, которую я сделал - это капелла "Мадонны Снежного Поля".