Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крейсер "Аврора". Справка

24 мая 2010 года исполняется 110 лет с того дня, как на верфи Нового адмиралтейства был спущен на воду крейсер "Аврора". Крейсер "Аврора" является памятником российского кораблестроения, истории военного флота и событий революции 1917 г.

24 мая 2010 года исполняется 110 лет с того дня, как на верфи Нового адмиралтейства был спущен на воду крейсер "Аврора".

Крейсер "Аврора" является памятником российского кораблестроения, истории военного флота и событий революции 1917 г. Имя "Аврора" (в переводе с греческого - "утренняя заря") крейсер получил в честь фрегата "Аврора", защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 гг.

Крейсер "Аврора" был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи "Новое адмиралтейство" 4 июня (23 мая по старому стилю) 1897 г., спущен на воду 24 (11 по старому стилю) мая 1900 г., вступил в строй боевых кораблей флота России 29 (16 по старому стилю) июля 1903 г.

Автором проекта крейсера был инженер-кораблестроитель Константин Токаревский. Под его руководством на Ижорском заводе рабочие выплавили сталь и броню для корпуса, на Франко-Русском заводе – построили машины, а Обуховский завод поставил артиллерию.

"Аврора" – бронепалубный крейсер 1-го ранга, то есть он имел броневую палубу для защиты жизненно важных частей корабля от навесного огня вражеской артиллерии. Бортовой брони бронепалубные крейсера не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались. Крейсер "Аврора" предназначался для ведения разведки, уничтожения торговых судов неприятеля, прикрытия линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорной службы.

Крейсер "Аврора" имеет водоизмещение – 6 731 т, длину – 126,7 м, ширину – 16,8 м, осадку – 6,2 м. На "Авроре" были установлены три паровые машины с тремя гребными винтами общей мощностью 11 971 л.с., которые сообщали крейсеру скорость хода до 20 узлов (37,2 км/час).

На крейсере было 24 паровых котла (системы Бельвилля), время нормальной разводки паров – 1 час 15 минут, экстренной – 35 минут. Приняв полный запас топлива (964 т угля), корабль мог пройти 4 000 миль (7 200 км) без захода в порты.

Вооружение "Авроры" на 1903 г. составляло: восемь 152-мм (шестидюймовых) и двадцать четыре 75-мм (трехдюймовых) орудий системы Канэ, восемь 37‑мм пушек Гочкиса и два 63,5-мм десантных орудия Барановского, 3 торпедных аппарата (один надводный и два подводных).

На крейсере "Аврора" была установлена броневая палуба толщиной около 50 мм, защищавшая жизненно важные части. Над носовым и кормовым машинными отделениями она приподнималась, а в оконечностях корабля опускалась ниже конструктивной ватерлинии. Броней были закрыты также боевая рубка (спереди рубки толщина ее достигала 152 мм), выходы шахт подачи боеприпасов и кожухи дымовых труб. Роль элементов бортовой защиты выполняли отсеки угольных ям. Корпус был разделен продольными и поперечными водонепроницаемыми переборками на несколько отсеков. Для уменьшения коррозии подводная часть его была обшита брусками тика (водостойкого дерева), на которое в свою очередь крепилась листовая медь (против обрастания ракушками).

Крейсер также имел четыре электрических прожектора системы Манжена диаметром 75 см. Дальность освещения таких прожекторов – 3 мили (более 5 км).

Для связи "Аврора" была оснащена  новинкой тех времен – радиотелеграфом. На крейсере был установлен рефрижератор-холодильник, в камере которого помещалось 85 пудов замороженного мяса.

Управление крейсером в море могло осуществляться из пяти мест: центрального поста, заднего мостика и румпельного отделения, ходовой или боевой рубок. Команды подавались по внутренним телефонам и переговорным трубам.

Экипаж "Авроры" (первоначально) состоял из 19 офицеров, 15 кондукторов и 525 унтер-офицеров и матросов.

В ходе службы тактико-технические элементы крейсера "Аврора" неоднократно изменялись, в частности заменялось и усиливалось вооружение, модернизировалась машинно‑котельная установка.

В сентябре 1903 г. "Аврора"  в составе отряда крейсеров была отправлена на Дальний Восток. Совершила плавание по маршруту Кронштадт – Портланд (Англия) – Алжир – Специя (Италия) – Бизерта (Тунис) – Пирей (Греция) – порт Суэц – африканский порт Джибути.

Однако в связи с началом войны с Японией весь отряд был отозван на Балтику. Корабль вернулся на Балтику в апреле 1904 г., где был включен в состав 2‑й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальневосточном морском театре.

Совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, "Аврора" приняла боевое крещение в Цусимском сражении в мае 1905 г., где получила около 10 попаданий снарядами.

После Цусимского сражения крейсер "Аврора" с несколькими кораблями ушел в Манилу (Филиппинские острова), где 9 июня 1905 г. был интернирован местными властями. После вынужденной стоянки в Маниле в феврале 1906 г. "Аврора" вернулась в Россию, на Балтику.

Крейсер был отремонтирован. Он вошел в состав учебного отряда кораблей Морского корпуса. В 1906-1912 гг. с юнгами и гардемаринами на борту крейсер "Аврора" совершил ряд продолжительных дальних походов, где посетил порты многих стран мира.

С началом первой мировой войны в 1914 г. крейсер "Аврора" вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота (порт приписки – Свеаборг), проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. В кампанию 1916 г. крейсер временно использовался для практики гардемаринов Морского корпуса, а затем участвовал в операциях по обороне Рижского залива, поддерживал артиллерией сухопутные части, отражал атаки самолётов противника.

Осенью 1916 г. "Аврора" встала на капитальный ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде.

В 1917 г. экипаж "Авроры" активно участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях. В ночь на 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 г. радиостанция крейсера передала сообщение о переходе власти в руки временного революционного комитета и воззвание "К гражданам России", подписанное Владимиром Лениным. В 21. 45 того же дня холостым выстрелом из носового орудия крейсер подал сигнал к штурму Зимнего дворца.

С 1918 г. крейсер находился в резерве Военно-морского флота, его орудия были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. Только в середине 1920 г. крейсер вновь был вооружен. На нем установили новые орудия, и он вошел в состав действующей флотилии. С 1923 г. "Аврора" была учебным кораблем Балтийского флота, на ее борту проходили практику будущие офицеры.

В 1940 г. корабль ошвартовался в Ораниенбауме (г. Ломоносов), где и простоял в течение всей Великой Отечественной войны. Личный состав и орудия "Авроры" участвовали в героической обороне Ленинграда. Орудия с корабля были установлены на Дудергофских высотах, одно из них установили на броненосец "Балтиец".

Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнём своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой "Аврора" продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок.

Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля.

В августе 1944 г. было принято решение установить крейсер около Петроградской набережной Большой Невки, напротив здания Нахимовского военно-морского училища и 17 ноября 1948 г., после основательного ремонта, "Аврора" бросила якорь на место вечной стоянки и до1956 г. использовалась как учебная база Ленинградского нахимовского училища.

В 1956 г. на "Авроре" был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея.

В 1984-1987 гг. на крейсере были произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Работы производились на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова по проекту Северного проектно-конструкторского бюро. На крейсере заменили почти все механизмы и многие детали корпуса. Подводная часть корпуса корабля была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Взамен была изготовлена новая подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют. Практические все внутренние помещения корабля были перепланированы.

После ремонтно-восстановительных работ "Аврора" 16 августа 1987 г. была возвращена на место своей стоянки – у Нахимовского военно-морского училища.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят возвращенный военно-морскому флоту России Андреевский военно-морской флаг.

1 октября 1998 г. крейсер-музей ВМФ России "Аврора" был удостоен звания Лауреата Золотой книги Санкт-Петербурга.

5 ноября 1998 г. на крейсере была освящена корабельная церковь с иконостасом. На крейсере имеются в наличии командир и небольшой экипаж. Они отвечают за безопасность стоянки и порядок на корабле.

"Аврора" – один из семи филиалов Центрального военно-морского музея.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Оценить 5
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала