22 мая в Турции открывается международная конференция по проблемам Сомали, включая борьбу с пиратством. Власти Сомали фактически не контролируют территорию страны, и морское пиратство у ее берегов превратилось в серьезную угрозу безопасности международного судоходства.
Пиратством в международном праве называется:
а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный: в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту; против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;
в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению вышеуказанных действий (ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
Пиратство является преступлением международного характера. В зависимости от объекта нападения говорят о морском или воздушном пиратстве.
История пиратства ведется с тех времен, когда в море вышли первые суда. С того времени морское пиратство как явление или вид человеческой деятельности претерпело большие изменения, но суть его осталась прежней.
В начале 1990-х гг. проблема пиратства стала настолько серьезной, что в малазийском городе Куала-Лумпур в 1992 г. при Международном морском бюро (International Maritime Bureau – IMB), учрежденном Международной торговой палатой в 1991 г., был создан Центр информации по пиратству (Piracy Reporting Centre – PRC).
Данный Центр в круглосуточном режиме отслеживает случаи нападений на суда, формируя тем самым информационный массив специфики современного пиратства. Кроме того, Центр оперативно информирует суда и судоходные компании о произошедших в районах плавания актах пиратства, предупреждает о наиболее опасных в этом отношении морских акваториях и портовых зонах.
Доклады IMB по пиратству публикуются ежегодно с 1991 г.
Но статистика IMB является неполной, так как она учитывает лишь нападения, о которых официально сообщали судовладельцы. Поэтому в подобные отчеты попадает не более 10-20% инцидентов, связанных с пиратами. Причина заключается в том, что владельцы кораблей и грузов часто предпочитают напрямую договориться с пиратами и выплатить им отступные.
Согласно докладам IMB, география действия пиратов XXI века – прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки. Это явление отмечено в прибрежных морях 56 стран.
Основными районами нападения являются Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд). Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан и Восточная Африка (Индия, Шри‑Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания), Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).
Все "пиратоопасные" районы отличаются друг от друга не только по количеству пиратских атак, но и по основным способам их совершения, цели и агрессивности нападения.
По данным IMB, современное пиратство подразделяется на три вида. Первый вид представляет собой обычные шайки, которые вооружены ножами и пистолетами. Используя фактор внезапности, они нападают на суда в открытом море или в гавани, а затем грабят пассажиров и экипаж. Как правило, они не покушаются на захват самого судна, а ограничиваются лишь судовой кассой и частью груза, который перегружают на свои катера и лодки.
Второй вид – это банды, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, которые нередко истребляют весь экипаж, захватывают судно и груз.
Третий вид – это международные организованные группы, которые захватывают суда с особо ценными грузами. Они используют современные системы спутниковой навигации и связи, обладают агентурной сетью, обширными связями в различных эшелонах власти.
(Морские вести России, 18.06.2007)
По методам действий пираты делятся на два типа – "индонезийский" и "сомалийский". Первый тип, распространенный, прежде всего, в водах ЮВА, подразумевает охоту за ценным грузом. Люди в этом случае являются досадной помехой и часто уничтожаются. Второй тип нападений, практикующийся, как ясно из названия, в основном в африканских водах, предусматривает захват заложников с целью получения выкупа.
Статистика показывает, что пиратскому нападению может подвергнуться судно, плавающее под любым флагом.
По данным ежегодных докладов Международного морского бюро:
В 1991 г. было зарегистрировано 107 пиратских нападений на морские суда.
В 1995 г. – 188 нападений, погибли 26 моряков.
В 1996 г. – 224, погибли 26 моряков.
В 1998 г. – 202 случая нападения пиратов.
В 1999 г. – 285 нападений пиратов.
В 2000 г. – 469 пиратских нападений, были убиты 72 моряка и 99 ранены.
В 2002 г. – 370 нападений, из них 68 нападений с применением огнестрельного оружия, было убито 10 моряков.
В 2003 г. – 445 нападений, из них 100 нападений с применением огнестрельного оружия. Были убиты 21 моряк и 71 моряк и пассажир пропали без вести, 359 человек были взяты в заложники. В 311 случаях суда были взяты на абордаж, 19 судов были похищены.
В 2004 г. – 325 нападений, в результате которых 30 моряков были убиты, 86 похищены, 148 взяты в заложники, 59 ранены.
В 2005 г. – 276 пиратских нападений.
В 2006 г. – 239 пиратских нападений, из них у берегов Нигерии пираты напали на 12 судов, а в водах Сомали – на 10 кораблей. В результате нападения пиратов ранения получили 17 человек.
В 2007 г. – 263 пиратских нападения на морские суда, из них у берегов Нигерии пираты напали на 42 судна, а в водах Сомали – на 31 корабль. Оружие применялось в 72 нападениях.
Пираты похитили 18 судов, убили пять членов экипажа, были ранены 64 человека, взяты в заложники 292 человека, трое без вести пропали.
В 2008 г. – 293 нападения пиратов, захвачено 49 судов и взято в заложники 889 моряков – членов экипажей. В ходе нападений открывался огонь по 46 судам. 32 моряка были ранены, 11 убиты, 21 пропал без вести и предположительно погиб. В 2008 г. оружие применялось в 139 нападениях.
В 2009 г. – 406 пиратских нападений. Пиратам удалось захватить 49 судов с 1052 членами команд на борту. Восемь моряков были убиты и 68 получили ранения.
При этом в 2009 г. – 217 попыток захвата судов предприняли сомалийские пираты, нигерийские пираты атаковали 28 судов. В Южной Америке было зафиксировано 37 случаев пиратства. 17 атак приходится на Бангладеш, 13 было совершено в Южно-Китайском море, еще девять – в Сингапурском проливе.
После того, как с конца 2008 г. борьбу с пиратами в Красном море, Аденском заливе и части Индийского океана стали вести корабли ряда стран мира, в том числе и России, пираты переместили свою активность к непатрулируемому восточному побережью Сомали. Они также стали разбойничать в более отдаленной от берегов Сомали части Индийского океана. Их нападения на расстоянии до 800 морских миль от берегов Сомали стали обычным явлением.
По данным IMB, с января по март 2010 г. сомалийские пираты совершили 35 нападений, а за тот же период 2009 г. таких нападений было 102. В первом квартале 2010 г., пираты Сомали высаживались на 26 судов, обстреляли 18 и похитили 11 судов, взяли в заложники 194 моряка, из которых 12 были ранены при захвате.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников