Уже не первый год государством предпринимаются попытки улучшить положение вузовской науки. Недавно были подведены итоги второго конкурса на звание национального исследовательского университета, которое получили еще 15 вузов. О том, как можно вывести вузовскую науку из кабинетов, а также о нецелесообразности ее коммерциализации, в интервью РИА Новости рассказал проректор по научной работе Казанского (Приволжского) федерального университета Данис Нургалиев.
- Данис Карлович, не секрет, что вузовская наука переживает сейчас не лучшие времена. Спасет ли ситуацию появление национальных исследовательских университетов?
- Безусловно, их появление поспособствует развитию науки в вузах, но это далеко не панацея.
Роль исследовательских университетов состоит в создании инновационных технологий, способных оказать влияние на реальную экономику страны, а также в создании прочных связей между предприятиями, потребителями технологий - и вузами: учеными, разработчиками указанных технологий.
При этом нельзя забывать о принципиальной важности фундаментальных исследований и теоретической науки, которые являются основой, базой инновационных разработок и подготовки высококвалифицированных специалистов. А это самое главное: кто же будет разрабатывать технологии, а затем и внедрять их в производство?
- Каким образом может быть организовано сотрудничество вузов и предприятий?
- Во-первых, оно может осуществляться в рамках совместных проектов, где вуз будет отвечать за создание технологий, внедрять в производство которую будет уже конкретное предприятие. Это даст возможность не только приблизить вузовскую науку к практике, но и поможет молодым специалистам трудоустроиться после выпуска.
Во-вторых, формой организации такого сотрудничества могут стать малые инновационные предприятия при вузах, появление которых сделал возможным подписанный президентом РФ в августе прошлого года соответствующий закон. Там будут создаваться новые технологии, выпускаться наукоемкая продукция для крупных компаний-заказчиков.
- Насколько эти схемы применимы на практике?
- Вполне применимы, но пока такие формы сотрудничества довольно редки. К примеру, в нашем университете запускается совместный с компанией «Татхимфармпрепараты» проект. В нем мы отвечаем за научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, для выполнения которой будет приобретено специальное дорогостоящее научное оборудование. Интеллектуальная собственность, созданная в университете, вкладывается в малые предприятия, организуемые университетом совместно с компанией и частными лицами.
Мы провели интересный эксперимент - собрали «разношерстную» команду очень разных специалистов: туда вошли теоретики, ученые-практики, инженеры, производственные эксперты. Они сообща разработали катализаторы из отечественного сырья, с помощью которых можно ускорить и упростить процесс производства востребованных на рынке химических продуктов. В 2009 году этот проект был поддержан Роснано. Но без сотрудничества с предприятием нам не удалось бы получить инвестиции, поскольку Роснано не может заключить договор непосредственно с университетом. В любом случае, необходимо собирать подобную комплексную команду и сразу же находить потребителя (желательно крупную компанию) созданных в учебном заведении инноваций и уже с компанией-потребителем двигаться дальше. Это наиболее надежный путь для внедрения научных университетских разработок в России.
- Избавит ли сотрудничество с предприятиями вузовскую науку от всех ее бед?
- Не избавит. Одним только сотрудничеством с производством и коммерциализацией разработок ученых проблему развития науки в университетах не решить. Очень важно создать академическую среду (или сохранить и развить ее, если она уже есть) – собрать вместе талантливых молодых людей и ученых, а также обеспечить им доступ к новейшим информационным источникам и современному оборудованию. Само по себе новейшее оборудование или денежные средства не гарантируют создания новых технологий, для этого нужны соответствующие люди. Наука никогда не развивалась ради денег. Ученые делали свои величайшие открытия «на интересе». Поэтому есть смысл даже в какой-то мере избегать излишней коммерциализации вузовской науки.
Также не стоит задаваться целью вырастить ученого из каждого студента. Во все времена тягу к науке проявляли лишь единицы. Только 10% или чуть больше студентов, в зависимости от уровня университета, так или иначе склонны к исследовательской деятельности. Именно они двигают науку, и таких молодых людей надо приглашать в вузы, в том числе и из ближнего и дальнего зарубежья, организовывать им все условия для учебы. И если потом они вернутся на родину, как минимум четыре года они проживут здесь, общаясь с другими студентами, делясь с ними своей энергией, тягой к знаниям, идеями. А это работает на создание той самой академической среды, которая помогает воспитывать ученых.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости.