МОСКВА, 21 мая – РИА Новости. Выставка «Сокровища османских султанов» пройдет в музеях московского Кремля – Выставочном зале Успенской звонницы и Одностолпной палате Патриаршего дворца – с 26 мая 15 августа 2010 г., говорится в пресс-релизе организаторов выставки.
«Выставка продолжает многолетнюю программу «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле» и представляет всемирно известное собрание Музея дворца Топкапы (Стамбул), сформировавшееся на основе богатейшей сокровищницы османских султанов. В Москву сокровища Топкапы приезжают впервые», – отмечается в пресс-релизе.
Дворец Топкапы на протяжении нескольких столетий служил резиденцией османских султанов, был политическим и культурным центром Турции, что роднит его с московским Кремлем. Коллекции двух музеев хранят памятники мирового значения, среди которых и дипломатические дары, свидетельствующие о долгом взаимном общении России и Турции. Выставка «Сокровища османских султанов» – ответ на экспозицию из собрания Музеев московского Кремля, которая проходит в эти дни в Музее дворца Топкапы. Организаторы выставки подчеркивают, что этот культурный обмен проходит в год объявления Стамбула культурной столицей Европы.
Экспозиция насчитывает более ста экспонатов, которые представляют период XVI-XVII веков – эпоху наивысшего расцвета и могущества Османской империи. Это символы власти, древнее парадное и боевое оружие, в том числе захваченное османами в Каире после разгрома в начале XVI веке империи мамлюков; манускрипты и миниатюры; арабская каллиграфия, выполненная турецкими и иранскими мастерами в Стамбуле и Тебризе, драгоценные облачения султанов, их жен и детей.
К самым ценным образцам коллекции дворца Топкапы относятся предметы оружия, поднесенные в дар падишахам или же выполненные по их личному заказу. Сабли, принадлежавшие османским султанам – Мехмету Фитиху (Завоевателю), Баязиду II, Селиму I Явузу (Грозному), Сулейману I Кануни (Законодателю) и другим – отличает особенно изящное исполнение и богатство декора. На выставке представлены также «алемы» – своеобразные штандарты, символ падишаха во время военных походов и сражений: как правило, их несли на руках или устанавливали за спиной правителя.
Особое место в собрании османского дворца занимает китайский фарфор. Коллекция насчитывает более 12 тысяч экспонатов – наряду с редкими экземплярами фарфора эпохи Мин и Юань, в коллекции Топкапы есть селадоновые изделия и предметы с надписями арабской вязью, специально выполненные в Китае для османов. Уже в Турции начиная с XVIII века фарфоровые изделия украшались ювелирными деталями, выполненными в классической манере турецкого декоративно-прикладного искусства XVI-XVII веков.
Коллекция рукописей является второй по величине после коллекции фарфора: в музее Топкапы хранятся рукописные произведения не только на турецком, но и на арабском, персидском и чагатайском языках, большая коллекция весьма редких миниатюр, а также образцы прозрачных узоров на бумаге. На выставке в Москве представлены экспонаты из этой части собрания – среди них альбомы знаменитого каллиграфа шейха Хамдуллаха, произведшего в XV веке революцию в искусстве каллиграфии, миниатюрные портреты султанов, рисунки. Среди экспонатов выставки посетители увидят портрет русского посла, написанный по приказу шаха Абасса в XVI веке – это единственный известный портрет русского дипломата того времени. По мнению российских специалистов, на миниатюре изображен Г. Б. Васильчиков, отправленный Иваном Грозным с дипломатической миссией в Персию.
«Представленные на выставке образцы османского ткацкого искусства – одеяния падишахов, предметы женской и детской одежды – это часть собрания тканей музея дворца Топкапы, которое славится разнообразием и сохранностью экспонатов», – отмечается в пресс-релизе.
Значительную часть дворца Топкапы – три сотни комнат – составлял Гарем: там жили султаны, их матери, сыновья, дочери, жены и невольницы. В экспозиции представлен портрет знаменитой Роксоланы, или Хюррем-Султан: он напомнит посетителям о роли этой необыкновенной женщины в истории Османской империи, плененной в Малороссии и отданной в османский дворец в качестве наложницы. Роксолана не только сумела завоевать любовь султана и сделаться его законной женой, но играла важную роль в политических делах страны. Возможно, что и Турхан-Султан – мать султана Мехмеда IV –имела русские корни: ее жемчужную печать можно увидеть на московской выставке.
РИА Новости выступает информационным партнером выставки.