Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
22 мая 1787 года, во время поездки Екатерины II в Крым, князь Потемкин-Таврический показывал императрице Черноморский флот. Кроме того, государыня увидела и селения, прозванные впоследствии «потемкинскими деревнями». При этом утверждалось, что это были только муляжи, макеты домов, а никаких деревень в действительности не было. Правда ли это? Мог ли всесильный фаворит так легко обмануть умную императрицу? И откуда пошло само это обидное словосочетание? Все эти вопросы обсудили историки на заседании круглого стола на тему: «Потемкинские деревни - исторический миф, прочно вошедший в современный обиход», прошедшего в РИА Новости в рамках проекта «Осторожно, история!».
Декорации в степи
Доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории ГУ-ВШЭ Александр Каменский прежде всего заметил: «Историки единодушно признают, что никаких потемкинских деревень в природе не существовало». И продолжил: «Князь Потемкин-Таврический организовывал торжественную встречу государыни. Все населенные пункты, мимо которых она проезжала, пышно декорировали и украшали, строились триумфальные арки. Наконец, всем церемониям той эпохи была свойственна театральность, и без декораций было не обойтись».
А доктор исторических наук, профессор РГГУ Игорь Курукин: «Потемкин стал наместником Крыма и Новороссии в 1774 году, когда там была голая, дикая степь. За последующие тринадцать лет он фактически совершил невозможное. В это никто долго не мог поверить». «Конечно, светлейший мог и перестараться. У нас существует давняя традиция красить траву и заборы перед приездом начальства, но для начала надо, чтобы было что красить», - подчеркнул профессор.
«Екатерина была умная и наблюдательная женщина. Невозможно себе представить, чтобы она не заметила муляжей и прочей фальши, если все это якобы заметили другие. Но ничего подобного не было», - резюмировал Александр Каменский.
Миф и образ
Тему развил доктор юридических наук, профессор Олег Омельченко: «Сюжет с потемкинскими деревнями прошел три стадии. Первая - это стадия сплетни, возникшей в придворных кругах недоброжелателей Потемкина и среди иностранных дипломатов, скептически относившихся к России. Вторая - стадия мифа, дожившего до наших дней. И, наконец, третья - стадия образа, который вошел в русскую словесность, и бороться с ним уже бесполезно».
Каменский сказал, что «скептицизм и удивление иностранцев можно понять». «Именно в XVIII веке родились европейские мифы о России, так как в этом веке Россия внезапно стала влиятельным игроком в европейской большой политике. Наша страна воспринималась европейцами, как диковинка, как нечто экзотическое», - объяснил историк. И закончил: «Вот они и распространяли всякие небылицы вроде историй о потемкинских деревнях».
Князь и Екатерина
«Миф о потемкинских деревнях родился в среде иностранных дипломатов, аккредитованных при дворе Екатерины», - рассказал Каменский. И развил свою мысль: «Но так бывает не всегда. Массовое сознание само по себе мифологично, и мифы возникают тогда, когда на них есть спрос».
В разговор включился Омельченко: «Главное, чтобы мы теперь не начали творить новые мифы. Обидно, что личность Потемкина осталась в памяти народной только в связи с мифическими потемкинскими деревнями. Но не надо выстраивать новую «потемкинскую деревню» из самого князя Таврического. Это была масштабная фигура, но вовсе не уникальная, он не был гением, опередившим свое время, и далеко не всегда оставался на высоте задач эпохи».
Каменский добавил: «Из некоторых новейших работ создается впечатление, что Потемкин чуть ли не правил Россией вместо Екатерины, но это не так. Императрица была по-настоящему выдающейся личностью, гораздо более масштабной, чем ее фаворит, при всем к нему историческом уважении».
«Екатерина II была настолько разумна, что понимала: никакие реформы не могут дать мгновенного результата. Модернизация не случается в одночасье, и этот урок полезен во все времена», - подвел итог Игорь Курукин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции