МОСКВА, 14 мая - РИА Новости. Героем недели был Никита Сергеевич Михалков: пока "Утомленные солнцем-2" с треском проваливались в прокате, французская пресса судачила о личности их создателя, а сам он, готовясь к отъезду на Каннский фестиваль, констатировал смерть кинокритики.
Фестиваль начался в среду - точно по расписанию, несмотря на происки вулканов и ураганов, однако достаточно вяло. Первые конкурсные фильмы - "Гастроли" француза Матье Амальрика, "Чункинский блюз" китайца Ван Сяошуая и "Служанка" корейца Има Сон-Су - не вызвали у критиков особенного энтузиазма.
Некоторое оживление внесла итальянская сатирическая картина "Дрожащая Италия" - расследование в духе Майкла Мура, направленное против премьера Берлускони. Министр культуры Италии Сандро Бонди заранее так обиделся за лидера собственной партии, что решил не ехать на открытие фестиваля, позволяющего себе крутить "пропагандистский продукт, оскорбляющий весь итальянский народ". Разгорелся скандал; ассоциация режиссеров и сценаристов потребовала отставки Бонди; журналисты в итоге валом повалили на пресс-показ, а в компанию, владеющую правами на европейский прокат, выстроилась очередь из желающих.
Вторую тему для обсуждения завсегдатаям набережной Круазетт подал Никита Михалков, чьи "Утомленные солнцем-2" будут показывать в конкурсе под самый занавес - 22 мая. Еще до начала фестиваля французская газета Liberation перепечатала манифест несогласных российских кинодеятелей под названием "Нам не нравится", упрекающий Михалкова в захвате власти внутри отечественной киносистемы. Нелицеприятно отозвалась о будущем конкурсанте и Le Monde, которая сочла "Утомленных солнцем-2" "гимном сталинизму", хотя самого фильма автор текста не видел.
Михалков, успевший натерпеться от журналистов еще до выхода картины, заявил на пресс-конференции в Москве, что для него лично "кинокритика умерла и заколочена в гроб".
В загробной жизни она, однако, умудрилась повлиять на зрителей: к концу третьей недели проката сборы "Утомленных солнцем-2", вышедших рекордным тиражом в тысячу с лишним копий, не дотянули даже до 7 миллионов долларов - цифры, которую средней руки блокбастер преодолевает за первые же выходные.
Остается выяснить, что обо всем этом думает каннское жюри во главе с Тимом Бартоном.