Рейтинг@Mail.ru
Компьютер стал обычной школьной принадлежностью - Елена Булин-Соколова - РИА Новости, 14.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Компьютер стал обычной школьной принадлежностью - Елена Булин-Соколова

Читать ria.ru в
ДзенMaxTelegram

Начальная школа в России с 1 сентября 2011 года полностью переходит на новый образовательный стандарт. В нем содержатся требования к использованию информационных технологий при обучении детей. О роли компьютера в жизни учеников младших классов в интервью РИА Новости рассказала директор московского Центра информационных технологий и учебного оборудования, кандидат педагогических наук, лауреат премии президента РФ в области образования Елена Булин-Соколова.

- Елена Игоревна, что изменится в московских школах при переходе на новый стандарт, который называют «стандартом информатизации»?

-  Освоение информационных технологий войдет в обязательный раздел формирования универсальных учебных действий, который появится в образовательной программе школы. ИКТ-компетентность школьника будет включать умение искать информацию в Интернете, фиксировать на видеокамеру образы окружающего мира, готовить выступление с мультимедийной поддержкой.

В стандарте появилось новое понятие – «информационно-образовательная среда». Это, по существу, новая среда жизни школы, в которой работают и учитель, и ученик: в ней и учебные планы, и расписание, и заснятые фрагменты уроков, и домашние задания и работы учащихся, школьный журнал, дневник. Конечно, доступ ко всем этим материалам регулируется и контролируется.

- Предусмотрен ли вводный курс информатики для первоклассников?

- Нужные компетентности будут формироваться в разных предметных областях – так что необходимости в отдельном курсе нет. Компьютер, как и любое другое цифровое оборудование, будет использоваться при изучении того или иного предмета точно так же, как тетради и ручки, кисточки и краски, ножницы и картон. Конечно, детям могут понадобиться объяснения того, как работает, например, видеокамера, они затратят определенные усилия на освоение клавиатуры. Однако все это будет мотивировано важными для ребенка задачами. Дети поразительно быстро учатся, если это им нужно.

- Не вредно ли первоклассникам на каждом уроке сидеть за монитором?

- Они будут делать это только для решения учебных задач. Работа с компьютером будет постоянно сочетаться с другими видами деятельности. Мы возвращаем школу в мир наглядных и телесных объектов, о которых столько говорили классики педагогики, в том числе Ушинский. Мы многое потеряли из этого мира за последние десятилетия, наши дети намного привычнее чувствуют себя в виртуальном мире. Но впечатления о реальном мире первоклассник может снять на видеокамеру и потом, используя фрагменты видеофильма и краткие заголовки на экране, рассказать о том, что сам видел. И это хорошо вдвойне: возможностью проявить смелость и выступить перед всем классом и тренировкой развития речи, способности к коммуникации.

Можно собрать из ЛЕГО, пластилина и обрывков бумаги кукольный мир, разыграть в нем историю, заснять ее на видеокамеру и озвучить всем классом. Это полезно и коллективной работой, и планированием своих действий, неожиданными решениями, творчеством и опять – развитием речи, что очень важно и что мы часто заменяли чтением вслух и заучиванием правил грамматики.

На уроках музыки с помощью компьютера можно сочинять, исполнять, заниматься аранжировкой музыкальных произведений - понадобятся синтезаторы, клавиатура с медийным интерфейсом, программное обеспечение для создания оркестровых и иных композиций.

Таким образом, информационные технологии помогают школе сделать большой шаг вперед в совершенствовании образовательного процесса, когда ребенок сам конструирует свое знание в ходе индивидуальной или групповой работы.

- А зачем в начальной школе учиться снимать видео – записывать те же школьные праздники, уроки?

- Видеозапись может пригодиться и ученикам, и учителю во время урока. Так, на видео можно фиксировать интересные и важные обсуждения, где учащиеся высказывают отношение к какому-то вопросу, например, из жизни класса. При этом они заснимают свои выступления с помощью индивидуальной камеры, встроенной в каждый компьютер, или кто-то из них работает оператором. Потом видеозапись выкладывается в информационную среду школы, и все ученики класса могут с ней работать.

Очень важны проекты, позволяющие детям воссоздавать собственную семейную историю. Посредством компьютера и его инструментов они выстраивают свое «семейное дерево»: там и устные воспоминания прабабушки, и фронтовое письмо, и фотография дедушки. При этом туда могут добавляться и материалы из Интернета.

- Готовы ли московские школы к переходу на новый стандарт в части требований к информатизации?

- Даже для Москвы это непростая задача. Определены 180 пилотных школ, которые будут внедрять стандарт с 1 сентября 2010 года, остальные перейдут на него с 1 сентября 2011 года.

Сейчас мы готовим 500 учителей, которые осенью приступят к работе с первоклассниками по 216-часовой учебной программе. И главное не в том, что учитель получает навыки использования компьютера – как правило, даже у пожилых коллег они есть. Благодаря информационным технологиям должно измениться само видение урока и способы его проведения.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала