15 мая – день рождения столичного метрополитена. Вот уже 75 лет каждый день миллионы людей спускаются в подземку, чтобы быстро добраться до нужной станции. Едва ли не у каждой из них есть свои тайны, особые приметы и истории.
© РИА Новости / Сергей Пятаков15 мая – день рождения столичного метрополитена. Вот уже 75 лет каждый день миллионы людей спускаются в подземку, чтобы быстро добраться до нужной станции. Едва ли не у каждой из них есть свои тайны, особые приметы и истории. О магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции" слухи ходят уже давно. Одной из самых популярных считается скульптура "Разведчик с собакой". Найти ее не сложно – по золотистому отблеску носа собаки, расположившейся у ног пограничника.
![Бронзовая скульптура Разведчик с собакой на станции Площадь революции Бронзовая скульптура Разведчик с собакой на станции Площадь революции](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23424/70/234247034_0:0:4256:2832_768x0_80_0_1_0ca45f1c12b4388289e058a022b7bd27.jpg)
15 мая – день рождения столичного метрополитена. Вот уже 75 лет каждый день миллионы людей спускаются в подземку, чтобы быстро добраться до нужной станции. Едва ли не у каждой из них есть свои тайны, особые приметы и истории. О магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции" слухи ходят уже давно. Одной из самых популярных считается скульптура "Разведчик с собакой". Найти ее не сложно – по золотистому отблеску носа собаки, расположившейся у ног пограничника.
1 из 13
© РИА Новости / Сергей ПятаковЧто только не делают нерадивые студенты, чтобы сдать экзамен: трут дуло револьвера, нос и лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят прибыль и удачу в начинаниях.
![Бронзовая скульптура Разведчик с собакой на станции Площадь революции Бронзовая скульптура Разведчик с собакой на станции Площадь революции](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23424/86/234248655_0:0:4256:2832_768x0_80_0_1_af7682421dd9a8be9a08b0d4e0514cc7.jpg)
Что только не делают нерадивые студенты, чтобы сдать экзамен: трут дуло револьвера, нос и лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят прибыль и удачу в начинаниях.
2 из 13
© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкИдея строительства Московского метрополитена появилась еще при царе – в 1890 году. Воплощению идеи помешали главные конкуренты метро того времени – извозчики, которые оставались безраздельными хозяевами московских улиц почти три столетия. Пересесть из повозок извозчиков в просторные вагоны москвичи смогли только 15 мая 1935 года, когда заработала первая построенная линия метро, связавшая станцию "Сокольники" со станцией "Парк культуры" (на фото).
![Станция Кольцевой линии Московского метрополитена Парк Культуры Станция Кольцевой линии Московского метрополитена Парк Культуры](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23425/19/234251928_0:0:0:0_768x0_80_0_1_dad9961e1ac5c8aea9ea69c7e277f487.jpg)
Идея строительства Московского метрополитена появилась еще при царе – в 1890 году. Воплощению идеи помешали главные конкуренты метро того времени – извозчики, которые оставались безраздельными хозяевами московских улиц почти три столетия. Пересесть из повозок извозчиков в просторные вагоны москвичи смогли только 15 мая 1935 года, когда заработала первая построенная линия метро, связавшая станцию "Сокольники" со станцией "Парк культуры" (на фото).
3 из 13
© РИА Новости / Сергей ПятаковНа станции “Киевская” Кольцевой линии находится панно середины прошлого века “Борьба за советскую власть на Украине”, которое в шутку называют провидческим.
![Панно “Борьба за советскую власть на Украине” Панно “Борьба за советскую власть на Украине”](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23426/71/234267176_0:0:0:0_768x0_80_0_1_86b8a5c702051f9b784ca01de0a55037.jpg)
На станции “Киевская” Кольцевой линии находится панно середины прошлого века “Борьба за советскую власть на Украине”, которое в шутку называют провидческим.
4 из 13
© РИА Новости / Сергей ПятаковВ последние годы горожане разглядели на нем красноармейца с ноутбуком, разговаривающего по мобильному телефону. На самом деле хитроумное устройство в его руках – это армейская рация.
![Фрагмент панно “Борьба за советскую власть на Украине” на станции Киевская Фрагмент панно “Борьба за советскую власть на Украине” на станции Киевская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23426/91/234269108_0:0:0:0_768x0_80_0_1_5fc8ef79b72fb8ac2cf04f316daf2938.jpg)
В последние годы горожане разглядели на нем красноармейца с ноутбуком, разговаривающего по мобильному телефону. На самом деле хитроумное устройство в его руках – это армейская рация.
5 из 13
© РИА Новости / Андрей СтенинМосковское метро - это еще и палеонтологический музей. В узорах на колоннах и стенах станций можно увидеть окаменевшие отпечатки живых существ, обитавших на Земле во времена динозавров. В мрамор замурованы аммониты, наутилусы, морские ежи, брюхоногие моллюски. Один из самых красивых экспонатов – крупная раковина наутилуса в красном мраморе на станции "Добрынинская-кольцевая".
![Окаменелость в мраморе на одной из станций Московского метрополитена Окаменелость в мраморе на одной из станций Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23426/54/234265468_0:0:0:0_768x0_80_0_1_d1f4bf7bb200959833d5c78b2a1fc1cb.jpg)
Московское метро - это еще и палеонтологический музей. В узорах на колоннах и стенах станций можно увидеть окаменевшие отпечатки живых существ, обитавших на Земле во времена динозавров. В мрамор замурованы аммониты, наутилусы, морские ежи, брюхоногие моллюски. Один из самых красивых экспонатов – крупная раковина наутилуса в красном мраморе на станции "Добрынинская-кольцевая".
6 из 13
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкУголок Италии в столичном метро располагается на станции "Римской". Здесь, в переходе на станцию "Площадь Ильича", находится действующий фонтан. В самом Риме станции "Московской" нет, однако в Милане есть “Mosсova", названная так в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве на стороне Наполеона.
![Переход между станциями метро Римская и Площадь Ильича Переход между станциями метро Римская и Площадь Ильича](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23425/71/234257196_0:0:0:0_768x0_80_0_1_0d28baae28d3f0277dc51d7ada336186.jpg)
Уголок Италии в столичном метро располагается на станции "Римской". Здесь, в переходе на станцию "Площадь Ильича", находится действующий фонтан. В самом Риме станции "Московской" нет, однако в Милане есть “Mosсova", названная так в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве на стороне Наполеона.
7 из 13
© РИА Новости / Сергей ПятаковМногие не раз сталкивались с загадочной табличкой на станции "Курская" – "Курская Большого кольца". Эта табличка – напоминание о нереализованных планах конца 40-х годов прошлого века. Именно тогда появился проект нынешней Кольцевой линии, а также была задумана и Малая Кольцевая, которая должна была проходить под бульварами. Проект, к сожалению, так и остался проектом, а Большим кольцом сегодня называют линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между собой спальные районы.
![Табличка “Курская Большого кольца” на станции Курская Табличка “Курская Большого кольца” на станции Курская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23428/32/234283274_0:0:0:0_768x0_80_0_1_5f55c84783218944eca8bfe54793d5fb.jpg)
Многие не раз сталкивались с загадочной табличкой на станции "Курская" – "Курская Большого кольца". Эта табличка – напоминание о нереализованных планах конца 40-х годов прошлого века. Именно тогда появился проект нынешней Кольцевой линии, а также была задумана и Малая Кольцевая, которая должна была проходить под бульварами. Проект, к сожалению, так и остался проектом, а Большим кольцом сегодня называют линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между собой спальные районы.
8 из 13
© РИА Новости / Павлов | Перейти в медиабанкНа станциях "Партизанская" (на фото) и "Полежаевская" находятся не два пути, а три. Когда-то в районе "Партизанской" планировалось построить огромный стадион, и чтобы увеличить пропускную способность станции, сделали третий путь. На станции "Полежаевской" планировали организовать вилочное движение – в Серебряный Бор и Строгино. То, что осталось от этого строительства, можно увидеть в районе улицы Берзарина.
![Станция метро Партизанская в Москве Станция метро Партизанская в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23428/53/234285381_0:0:0:0_768x0_80_0_1_83f75be7fb3a6c9e1df7f1d5055e8981.jpg)
На станциях "Партизанская" (на фото) и "Полежаевская" находятся не два пути, а три. Когда-то в районе "Партизанской" планировалось построить огромный стадион, и чтобы увеличить пропускную способность станции, сделали третий путь. На станции "Полежаевской" планировали организовать вилочное движение – в Серебряный Бор и Строгино. То, что осталось от этого строительства, можно увидеть в районе улицы Берзарина.
9 из 13
© РИА Новости / В. Павлов | Перейти в медиабанкТретий путь станции "Полежаевской" сейчас используется в кинематографических целях. На неработающем перроне снимаются почти все фильмы, сериалы и рекламные ролики, где действие происходит в метро.
![Вестибюль станции Полежаевская Московского метрополитена Вестибюль станции Полежаевская Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23427/37/234273749_0:0:2716:2000_768x0_80_0_1_6ccbfb918423fe9dd1f271b2ab4a1979.jpg)
Третий путь станции "Полежаевской" сейчас используется в кинематографических целях. На неработающем перроне снимаются почти все фильмы, сериалы и рекламные ролики, где действие происходит в метро.
10 из 13
© РИА Новости / Борис Ушмайкин | Перейти в медиабанк"Воробьевы горы" стали любимым местом встреч влюбленных с первых же лет после открытия в конце 50-х. До реконструкции станции парочки встречались в вестибюле, после чего поднимались по построенным рядом эскалаторам и шли гулять на самую вершину Воробьевых гор. Здесь назначали свидания несколько поколений москвичей, однако в середине 80-х станция, которую спешно строили к Международному фестивалю молодежи, начала разрушаться, и ее закрыли на реконструкцию. В 2002 году "Воробьевы горы" открыли вновь, однако эскалаторы так и не восстановили.
![Вход на станцию метро Ленинские горы Вход на станцию метро Ленинские горы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23428/17/234281731_0:0:0:0_768x0_80_0_1_7578b44d972495086230b42e5b061534.jpg)
"Воробьевы горы" стали любимым местом встреч влюбленных с первых же лет после открытия в конце 50-х. До реконструкции станции парочки встречались в вестибюле, после чего поднимались по построенным рядом эскалаторам и шли гулять на самую вершину Воробьевых гор. Здесь назначали свидания несколько поколений москвичей, однако в середине 80-х станция, которую спешно строили к Международному фестивалю молодежи, начала разрушаться, и ее закрыли на реконструкцию. В 2002 году "Воробьевы горы" открыли вновь, однако эскалаторы так и не восстановили.
11 из 13
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкВсю историю московской подземки вмещает небольшое помещение в южном вестибюле станции "Спортивная". В так называемом народном музее столичного метро можно увидеть деревянные турникеты, яркие разменные автоматы, рычаги перевода стрелок, коллекцию жетонов и настоящую кабину машиниста. Экспонатам, собранным за семьдесят лет развития метрополитена, уже не хватает места. На фото: средства связи метрополитена.
![Народный музей истории Московского метрополитена Народный музей истории Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23425/57/234255770_0:0:0:0_768x0_80_0_1_6ecdb9b4d1bf042675a9fad89c4baf36.jpg)
Всю историю московской подземки вмещает небольшое помещение в южном вестибюле станции "Спортивная". В так называемом народном музее столичного метро можно увидеть деревянные турникеты, яркие разменные автоматы, рычаги перевода стрелок, коллекцию жетонов и настоящую кабину машиниста. Экспонатам, собранным за семьдесят лет развития метрополитена, уже не хватает места. На фото: средства связи метрополитена.
12 из 13
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкМодели современных вагонов метрополитена - экспонаты "Народного музея истории Московского метрополитена".
![Народный музей истории Московского метрополитена Народный музей истории Московского метрополитена](https://cdnn21.img.ria.ru/images/23425/65/234256541_0:0:0:0_768x0_80_0_1_6ad092122dabde54d080422f258a92ea.jpg)
Модели современных вагонов метрополитена - экспонаты "Народного музея истории Московского метрополитена".
13 из 13