15 мая – день рождения столичного метрополитена. Вот уже 75 лет каждый день миллионы людей спускаются в подземку, чтобы быстро добраться до нужной станции. Едва ли не у каждой из них есть свои тайны, особые приметы и истории.
Извозчики vs метрополитен
Идея строительства Московского метрополитена появилась еще при царе – в 1890 году. Согласно первым проектам, линии метрополитена планировалось проложить в тоннелях по эстакадам, а метровокзал построить на Красной площади, примерно в том месте, где сейчас находится Мавзолей. Воплощению идеи помешали главные конкуренты метро того времени – извозчики, которые оставались безраздельными хозяевами московских улиц почти три столетия.
Пересесть из повозок извозчиков в просторные вагоны москвичи смогли только 15 мая 1935 года, когда заработала первая построенная линия метро, связавшая станцию "Сокольники" со станцией "Парк культуры". Через несколько лет таких линий было уже 17, а общая протяженность путей метрополитена составляла около 300 километров, пишет dtr.ru.
Подземный Кремль и находки палеонтологов
Московский метрополитен называют одним из самых красивых в мире. Гостей столицы прежде всего поражает роскошь и разнообразие оформления станций подземки. Чтобы сделать метро таким, власти пожертвовали, в частности, белокаменным Серпуховским кремлем. В 1934 году его разобрали и использовали в дальнейшем для отделки станций первой очереди – Сокольнической линии от “Сокольников” до “Парка Культуры” и нескольких станций Филевской линии.
Московское метро - это еще и палеонтологический музей. В узорах на колоннах и стенах станций можно увидеть окаменевшие отпечатки живых существ, обитавших на Земле во времена динозавров. В мрамор замурованы аммониты, наутилусы, морские ежи, брюхоногие моллюски. Один из самых красивых экспонатов – крупная раковина наутилуса в красном мраморе на станции "Добрынинская-кольцевая".
Возраст палеонтологических находок - сотни миллионов лет, в основном это юрский период мезозоя. В Интернете им даже посвящен отдельный сайт www.paleometro.ru.
Призраки московского подземелья
Метрополитен строили рекордными темпами десятки тысяч человек. Диггеры утверждают, что в спешке строители потревожили несколько кладбищ и с тех пор по просторам подземки летают призраки. В Интернете даже существует так называемая карта "призрачных" станций. Пользователи ЖЖ утверждают, к примеру, что станция "Преображенская площадь" была построена буквально на костях усопших, так как находится на месте старообрядческого погоста.
Также рассказывают, что на огромном еврейском кладбище был построен целый район, включая метро "Кутузовская". Одной из самых загадочных является станция "Сокол", неподалеку от которой раньше находилось огромное кладбище, где хоронили воинов, погибших в первой мировой войне, а после - священников, расстрелянных большевиками.
Некоторые особо впечатлительные служащие станции утверждают, что видели прозрачные фигуры, появляющиеся на станции в предрассветный час. А вот начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев за почти 20 лет работы в метро никаких призраков не видел: "Привидений здесь нет, еще чего-то такого - нет, призраков - тоже нет. Я работаю в метро 18 лет - еще никого не встречал. Ищу по ночам, кричу: "Где ты, родной?". Никого найти не удается".
"Курская Большого кольца"
Многие не раз сталкивались с загадочной табличкой на станции "Курская" – "Курская Большого кольца". Как выяснило издание TimeOut, эта табличка – напоминание о нереализованных планах конца 40-х годов прошлого века. Именно тогда появился проект нынешней Кольцевой линии, а также была задумана и Малая Кольцевая, которая должна была проходить под бульварами. Проект, к сожалению, так и остался проектом, а Большим кольцом сегодня называют линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между собой спальные районы.
Еще одним свидетельством планов метростроителей является вечно перекрытый переход на "Ленинском Проспекте". Лестница ведет на уже построенную станцию "Площадь Гагарина" Малого кольца Московской железной дороги.
Станция для студентов
О магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции" слухи ходят уже давно. Одной из самых популярных считается скульптура "Разведчик с собакой". Найти ее не сложно – по золотистому отблеску носа собаки, расположившейся у ног пограничника. Что только не делают нерадивые студенты, чтобы сдать экзамен: трут дуло револьвера, нос и лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят прибыль и удачу в начинаниях.
Влюбленным же удачу приносит другое творение Матвея Манизера – партизанка, расположенная на той же станции, пишет topnewsstock.com. Молодым людям рекомендуется встречаться исключительно у правой ноги скульптуры, чтобы отношения длились долго.
Также перед ответственной встречей рекомендуют постоять под фонарем на станции "Новокузнецкая", а если еще при этом встретиться в метро со скрипачом на перегоне от Партизанской до Измайловской, то не только день, но и ближайшая неделя будет очень удачной. Правда, для этого нужно бросить музыканту монетку, пишет yoki.ru.
Станция для влюбленных
"Воробьевы горы" стали любимым местом встреч влюбленных с первых же лет после открытия в конце 50-х. До реконструкции станции парочки встречались в вестибюле, после чего поднимались по построенным рядом эскалаторам и шли гулять на самую вершину Воробьевых гор. Здесь назначали свидания несколько поколений москвичей, однако в середине 80-х станция, которую спешно строили к Международному фестивалю молодежи, начала разрушаться, и ее закрыли на реконструкцию. В 2002 году "Воробьевы горы" открыли вновь, однако эскалаторы так и не восстановили.
Самая кинематографическая станция
На станциях "Партизанская" и "Полежаевская" находятся не два пути, а три. Когда-то в районе "Партизанской" планировалось построить огромный стадион, и чтобы увеличить пропускную способность станции, сделали третий путь. На станции "Полежаевской" планировали организовать вилочное движение – в Серебряный Бор и Строгино. То, что осталось от этого строительства, можно увидеть в районе улицы Берзарина.
Третий путь станции "Полежаевской" сейчас используется в кинематографических целях. На неработающем перроне снимаются почти все фильмы, сериалы и рекламные ролики, где действие происходит в метро.
Спорная работа
На станции “Киевская” Кольцевой линии находится панно середины прошлого века “Борьба за советскую власть на Украине”, которое в шутку называют провидческим. В последние годы горожане разглядели на нем красноармейца с ноутбуком, разговаривающего по мобильному телефону. На самом деле хитроумное устройство в его руках – это армейская рация.
Рим в Москве
Уголок Италии в столичном метро располагается на станции "Римской". Здесь, в переходе на станцию "Площадь Ильича", находится действующий фонтан. В самом Риме станции "Московской" нет, однако в Милане есть “Mosсova", названная так в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве на стороне Наполеона.
Музей и склад забытых вещей
Всю историю московской подземки вмещает небольшое помещение в южном вестибюле станции “Спортивная”. В так называемом народном музее столичного метро можно увидеть деревянные турникеты, яркие разменные автоматы, рычаги перевода стрелок, коллекцию жетонов и настоящую кабину машиниста. Экспонатам, собранным за семьдесят лет развития метрополитена, уже не хватает места.
В южном вестибюле станции "Университет" можно найти забытые вещи со всего метрополитена. Именно сюда стекаются все столичные жители, страдающие рассеянностью. Найти склад несложно: около него часто стоят личности без определенного места жительства в надежде получить залежавшиеся шарфы и шапки.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников