Игорь Константинов, публицист (Таллин), для РИА Новости.
Девятого мая вся Эстония была украшена государственными триколорами. Правда, флаги были вывешены не по случаю Дня Победы – в официальном календаре республики такого праздника нет. Второе воскресенье мая, по традиции, отмечается как День Матери. О событиях 1945 года в Эстонии тоже вспоминают, но в календаре 8-9 мая отражены как Дни памяти и примирения, посвященные всем жертвам Второй мировой войны.
Есть и еще одно событие, о котором с недавних пор вспоминают именно 9 мая – это годовщина Декларации Шумана, принятой в 1950 году. Декларация тогдашнего министра иностранных дел Франции Робера Шумана, предлагающая объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Западной Германии, считается началом Евросоюза и ежегодно отмечается как День Европы.
Все развлекательные мероприятия по случаю Дня Европы были перенесены на 8 мая, чтобы не перебивать внимание ко Дню Матери. В этот день в разных концах Таллина были развернуты палатки иностранных представительств, повсеместно звучала музыка, проходили концерты, викторины. Уже в третий раз посольства стран ЕС открыли свои двери для всех желающих и даже предложили горожанам и гостям принять участие в своеобразном туре: посетив пункты всех европейских стран, можно было выиграть настоящее путешествие в Европу.
Накануне празднеств в Москве, на которых побывал президент Эстонии Тоомас-Хендрик Ильвес, на его родине шла ожесточенная полемика. Журналисты, общественные деятели и политики жарко спорили о целесообразности такого визита. От своего намерения присутствовать на Параде Победы глава эстонского государства не отказался, однако счел необходимым еще раз напомнить мировому сообществу о том, что его народ относится к исторической роли советской армии неоднозначно.
Сразу же после парада на Красной площади Ильвес вернулся в Таллин, чтобы принять участие в торжественном концерте, посвященном Дню Матери. В этот день становится известно имя Матери года. Незадолго до торжественного оглашения победительницы престижного национального конкурса журналисты подняли вопрос о корректности условий самого конкурса: в одном из пунктов положения говорится о том, что почетное звание «Матери года» может быть присвоено только гражданке Эстонии. Это означает, что значительная часть потенциальных соискательниц не могут быть допущены даже к процедуре рассмотрения, ведь в Эстонской Республике свыше 10% постоянного населения составляют граждане России и так называемые «неграждане».
Однако в какой-то степени оглашение имени «Матери 2010 года» – Рутть Шмигун, матери прославленной эстонской лыжницы, двукратной олимпийской чемпионки Кристины Шмигун – стало ответом на риторический вопрос о дискриминации по принципу гражданства: Рутть родила и воспитала вместе со своим супругом Анатолием (уроженцем российского Златоуста, переехавшим в Эстонию в 70-х годах и принявшим позднее эстонское гражданство) двух замечательных дочерей.
Что же до Дня Победы, то официальная Эстония сделала все, чтобы его не заметить. Никто из руководителей государства не возложил цветы к памятнику павшим во Второй мировой войне, но и без них возле «Бронзового солдата» было как никогда много народу. Обычные жители столицы Эстонии и ее окрестностей шли на Военное кладбище нескончаемым потоком весь день 9 мая. Такого количества цветов возле памятника еще никто никогда не видел. И многие аналитики отметили закономерность: чем больше официальные власти Эстонии «не замечают» Дня Победы над фашистской Германией, тем активнее население страны участвует в неофициальных торжествах по этому случаю.
Никаких ограничений в жизни города в связи с празднованием 65-й годовщины Победы не было введено, и каждый житель республики отмечал воскресный день так, как ему хотелось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции