В начале мая состоится официальный визит Президента РФ Медведева в Турцию. Что следует ожидать от этого визита? Каковы перспективы развития российско-турецких отношений? Каковы приоритеты в энергетическом сотрудничестве России и Турции? Каковы перспективы взаимоотношений в рамках Россия-ЕС-Турция? В преддверии визита на вопросы «РИА Новости» ответили Жибек Сыздыкова, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра Центральной Азии и Кавказа Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова и Вячеслав Шлыков, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова.
О предстоящем визите
Ж.Сыздыкова: Я думаю, что это визит долгожданный. После того, как президент Турции зимой побывал в Москве, поступило приглашение посетить Турцию, благодаря чему российско-турецкие отношения оживились. Я в качестве эксперта дважды побывала в Турции, где обсуждались насущные проблемы. Одним из ключевых вопросов на сегодняшний день является вопрос обмена виз между Турцией и Россией, поскольку в год более трех миллионов наших туристов посещают Турцию и на территории России находятся турецкие строители и бизнесмены.
Самый ключевой вопрос, который будет обсуждаться в ходе визита президента, - вопрос стратегического партнерства и развития торгово-экономических отношений. Россия для Турции является значимым потребителем турецких машин, оборудования, текстиля, Турция же закупает у России газ. Также обсуждается возможность увеличения объема транзита российских энергоресурсов через территорию Турции.
Существует необходимость участия двух ведущих держав Евразии - России и Турции - в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха и Кавказа в целом.
Также будут обсуждаться существующие отношения и дальнейшее развитие контактов между регионами Северного и Южного Кавказа. Турция является тюркоязычным государством и в свете последних событий, развитие внутренней ситуации в Бишкеке будет во многом зависеть от того, что будет происходить на евразийском пространстве.
В.Шлыков: Как вы знаете, сотрудничество между Россией и Турцией находится сейчас на чрезвычайно высоком уровне. Его основой являются являются масштабные экономические связи. В январе этого года состоялся визит в Москву премьер-министра Турции Реджеба Эрдогана, в ходе которого был подписан большой пакет соглашений и, самое главное, была достигнута договоренность о повышении уровня нашего сотрудничества и был учрежден Высший совет сотрудничества (межгосударственный механизм на уровне высшего политического руководства). Я полагаю, в рамках визита президента РФ состоится первое заседание Совета, на котором будут намечены перспективы дальнейшего развития сотрудничества.
Все совместные российско-турецкие экономические проекты реализуются по линии контактов между премьер-министрами наших стран Реджебом Эрдоганом и Владимиром Путиным. Вопросы же, стоящие в повестке дня визита президента России в Турцию, будут, в первую очередь, носить политический характер, имеющие важность для обеих сторон. Среди них положение на Южном Кавказе, вопрос урегулирования армяно-азербайджанского конфликта и др. Для Турции Азербайджан является важным стратегическим партнером на Кавказе и с ним связана реализация многих амбициозных турецких планов. Рассматривая данный визит как дальнейший шаг в сторону укрепления российско-турецких отношений, его ни в коем случае нельзя считать как игру против кого-то. У нас слишком много общих точек соприкосновения, и наше сотрудничество не направлено против какой-либо третьей страны.
О перспективах развития российско-турецких отношений
Ж.Сыздыкова: Я думаю, что после визита Медведева эти отношения поднимутся на новый уровень. Турция и Россия решают вопросы не только как представители региональных держав, но и как члены нескольких международных организаций, где они совместно участвуют и решают вопросы мирового масштаба.
С другой стороны, мир сегодня глобализуется, и отношения на континенте формируются в основном через взаимный диалог. Первый официальный визит президента Турции в Россию, скорое принятие ответного визита, последующий официальный визит нашего президента в Турцию - все это говорит о том, что перспективы существуют и их дальнейшее развитие возможно. Я думаю, что в связи с этими контактами и разрешением стоящих на данный момент вопросов, вероятно не только участие политиков и экономистов в обсуждении взаимных проблем, но и взаимодействие между народами, между молодежью. Этот визит послужит сближению и пониманию между народами России и Турции.
В.Шлыков: Российско-турецкие отношения, на мой взгляд, очень перспективны, несмотря на наличие некоторых противоречий между нашими странами, которые совершенно не критичны.
В основе наших отношений очень прочная экономическая связь. Турция возлагает большие планы на сотрудничество с Россией. По некоторым данным, товарооборот между нашими странами вырастет до 69 млрд евро. Тем самым как торговый партнер Турции мы выходим практически на один уровень с ФРГ, а ФРГ для Турции имеет огромное экономическое значение. В связи с этим наше сотрудничество способствует реализации планов Турции по превращению не только в региональную державу (а она сейчас позиционирует себя именно так), а державу, которая станет глобальным игроком.
Первостепенным в реализации этих планов является наше экономическое сотрудничество в области энергетики, а также политика, проводимая нынешним министром иностранных дел Турции Ахмедом Давудоглу по созданию дружественных связей по всем азимутам. Еще раз подчеркну - в основе развития наших связей с Турцией лежат не только экономические интересы, но также и совпадение позиций по целому ряду важных политических вопросов, в частности касающихся Ирака и Ирана.
О приоритетах в энергетическом сотрудничестве
Ж.Сыздыкова: Прежде всего, будут в ходе визита обсуждаться возможности транзита российской нефти и газа через территорию Турции. Другой вопрос, который может быть затронут на переговорах, это вопрос наполнения трубопровода Баку-Джейхан. Пока обсуждаются поставки нефти из Азербайджана и Казахстана. Однако можно быть уверенными, что переговорный процесс будет вестись и с Россией. Как Казахстан и Азербайджан, Россия является прикаспийской державой.
Одним из ключевых моментов обсуждения является строительство атомной электростанции «Аккую». Проект оценивается в 30 миллиардов долларов из расчета на 10-15 лет строительства. Премьер министр РФ Владимир Путин заявил, что Россия обладает новыми ядерными технологиями, которые позволяют Турции не беспокоиться о безопасности в этой сфере.
В.Шлыков: Мы сотрудничаем с Турцией во многих областях. В ходе встречи Владимира Путина и Реджеба Эрдогана в сентябре в Анкаре, была достигнута договоренность о строительстве Южного Потока в исключительной экономической зоне Турции. Это в некотором смысле уступка турецкой стороны, поскольку Турция одновременно является стороной-подписантом проекта Набукко. В свою очередь, Россия поддержала строительство нефтепровода Самсун-Джейхан, который будет наполняться нашей нефтью, поставляемой танкерами до Самсуна и оттуда перекачиваемой по территории Турции до Джейхан, а Джейхан - выход на Средиземное море. Поэтому сотрудничество в сфере поставок газа в Турцию сейчас приоритетно.
На втором месте стоит развитие сотрудничества в сфере поставок нефти, и на третьем - в сфере атомной энергетики. В области газа у нас все работает, в области нефти необходимо построить нефтепровод Самсун-Джейхан, проект которого уже разработан, а вот в области атомной энергетики идет только переговорный процесс. Хотя, на мой взгляд, в дальнейшем вопрос атомной энергетики может стать более приоритетным, тем более что Турция собирается стать поставщиком электроэнергии в арабские страны, которые насчитывают огромное количество потребителей. Когда энергетическое сотрудничество будет реализовано в полном объеме, геополитическое значение Турции значительно возрастет и она, не имея своих крупных запасов энергоресурсов, может стать исключительно важным игроком на энергетическом рынке мира.
О перспективах взаимоотношений в рамках Россия-ЕС-Турция
Ж.Сыздыкова: Это очень интересный вопрос. Многие эксперты говорят, что долгосрочный путь вступления Турции в ЕС больше сблизил Турцию с исламским миром и с Россией - я лично с этим не согласна.
Турция сейчас очень умело проводит внешнюю политику, осознавая необходимость сосуществования как со странами, входящими в Европейский Союз, так и не входящими в эту организацию.
Я думаю, что перспектива вступления Турции в ЕС зависит не столько от Российской Федерации, сколько от разрешения внутренних проблем в самой Турции.
При этом, считаю, что развитие двусторонних российско-турецких отношений будет только способствовать улучшению положения Турции, ее имиджа и ее возможному вступлению в ЕС.
В.Шлыков: Нынешнее турецкое правительство в качестве приоритетной цели своей внешней политики поставило вступление в ЕС. И она все возможные шаги в этом направлении: реформа политической системы, судебной системы. Все реформы, проводимые турецким государством за последние 10 лет, подчинены этой цели. Поэтому, чего-либо анти-европейского Турция делать не будет, в связи с этим перспективы нашего сотрудничества в рамках треугольника Турция - Россия - ЕС будет, в первую очередь, касаться именно энергетической сферы.
Конечно, есть целый ряд вопросов и политического характера. Например, с учетом позиции Турции, она для нас является оптимальным союзником для реализации идеи создания новой системы европейской безопасности, также являясь членом НАТО, она может выступить удобной кандидатурой для лоббирования этой идей в НАТО. Турция не будет выступать в роли троянского коня, она будет исходить, в первую очередь, из своих собственных интересов. Турции необходимо тесное, бесконфликтное сотрудничество в регионе с тем, чтобы реализовать свои грандиозные планы по трансформации в мощную региональную державу. Поэтому, сотрудничество Россия - Турция - ЕС - это обеспечение энергетической безопасности Европы. Это ключевой момент.