Наталья Попова
В России выходит фильм «Замерзшие души» француженки Софи Бартез, которую уже называют новым лицом независимого кино. Хотя в мировой прокат фильм вышел еще в 2009 году, в России его показывают почти год спустя.
Главную роль здесь сыграл американский актер Пол Джаматти. Пол Джаматти так называемому «широкому российскому зрителю» мало известен. Долгое время он блистал лишь в ролях второго плана, но в его более чем обширной фильмографии: «Нокдаун» (за роль в этом фильме он был номинирован на Оскар), «Спасти рядового Райана», «На обочине», «Планета обезьян», «Шоу Трумана», «Разбирая Гарри», «Американское великолепие» и сериал «Джон Адамс», за которого он получил «Золотой глобус» в 2009 году.
Невыносимая легкость бытия
По сюжету Пол Джаматти играет Пола Джаматти, вполне успешного нью-йоркского актера. Он любит свою работу и свою жену, играет в театре Чехова, его даже иногда узнают на улицах и тычут в спину пальцем. Все у него вроде бы хорошо, да вот душа, измученная репетициями «Дяди Вани», покоя не дает. Но и эту проблему можно решить. Помочь в этом Полу берутся в нью-йоркской клинике, спасающей своих пациентов от «камня на душе», путем извлечения этой самой души из тела. Продавать душу не обязательно, если у вас достаточно денег душу можно сдать на хранение. Это-то и подкупает Пола в конечном итоге. Только избавиться от души оказывается легче, чем вернуть ее.
В поисках своей «желтой горошины», а именно так выглядит душа Пола после извлечения, горе-Фаусту придется проделать длинный путь из холодного Нью-Йорка в еще более холодный Петербург и заглянуть внутрь своей души, которая не захочет принимать назад так легкомысленно бросившее ее тело.
Дебют Софи Бартез в кино оказался амбициозным и многообещающим, хотя использованный ею ход а ля «быть Джоном Малковичем» уже не нов. Абсурдно-философскую историю Бартез рассказывает так буднично и бесстрастно, и в то же время с потрясающим юмором и иронией, что не смеяться просто невозможно.
Замерзшие души, холодные уши
Софи Бартез выступила одновременно и в качестве режиссера, и в качестве автора сценария «Замерзших душ», а сам фильм родился из ее сна. Во том сне Софи вместе с Вуди Алленом стояла в очереди врачу, который должен был исследовать их души на «предмет возможных проблем».
Сценарий фильма, по словам самой Бартез, был написан специально для Пола Джаматти, но и остальной актерский состав сделал бы честь многим фильмам.
Дэвид Стрэтэйрн, сыгравший у Джорджа Клуни в «Доброй ночи и удачи», выступает здесь в роли «Мефистофеля в белом халате» - доктора Флинстайна, руководителя «Хранилища душ». «Поверьте, - убеждает он своих пациентов. – Как только вы избавитесь от души, все в вашей жизни встанет на свои места. Беспокойная душа – это опухоль, которую лучше удалить!»
Роль Клэр, кино-жены Джаматти, досталась Эмили Уотсон, дебютировавшей когда-то у самого Ларса фон Триера.
Но что самое приятное, особенно для российского зрителя, русских здесь в кои-то веки играют русские, а не заучившие русские буквы американцы.
Дина Корзун, прекрасная Яя из «Страны глухих», здесь играет русскую девушку Нину. Нина занимается контрабандой душ из России в Америку. Почти как наркокурьеры она возит чужие души в своем теле. Как бы ни банально это звучало, но «чужая душа – потемки» и эти самые «потемки» - остатки чужих душ - накапливаются в теле Нины, постепенно то ли сводя ее с ума, то ли убивая, то ли делая и то и другое одновременно.
Сергей Колесников играет Дмитрия, безжалостного дельца, «подарившего» душу Пола своей жене Свете и не желающего возвращать этот бесценный подарок. На общем фоне выбивается лишь роль бесталанной актрисы Светы, мечтающей о душе Аль Пачино, в исполнении Кэтрин Уинник. Иногда кажется, что ей стоило бы стать актрисой немого кино. Но даже она не в силах разрушить непередаваемое очарование этого фильма.
Хочется отдать должное и операторской работе Андрия Пареха. Это уже его третья работа с Бартез, до «Замерзших душ» они вместе сняли две короткометражки. Личный и творческий тандем этих двоих помог визуализировать эту странную историю. Фильм снимался в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. «Пейзажи» этих двух городов как бы передают состояние души главного героя, блуждающего в поисках самого себя. Это добавляет фильму еще больше реалистичности: питерская гостиница выглядит как настоящая питерская гостиница, а Джаматти на улицах северной столицы как очередной нелепый американский турист. В конце фильма душа человека похожая на «желтую горошину» выглядит также правдоподобно, как и замерзшие уши Пола Джаматти на фоне льдин Финского залива.