О роли школьного психолога в интервью РИА Новости рассказал профессор кафедры дифференциальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель психологической службы коррекционной школы №367 города Зеленограда, редактор газеты «Школьный психолог» Игорь Вачков.
- Игорь Викторович, с какими проблемами обращаются дети к психологу сегодня?
- Это зависит от возраста. Первоклассники приходят «по необходимости» - на развивающие занятия (групповые и индивидуальные) – так, у нас почти все дети начальной школы в силу нарушений здоровья, а соответственно и психического развития проходят через психологическую службу.
У подростков часто возникают проблемы с родителями, с «поиском себя», конфликты в классе – иногда прийти просит ребенка учитель. Не везде, но во многих школах сейчас наблюдается сближение педагогов и психологов. Учителя начинают осознавать, что психолог – это не «конкурент за детские души», с ним идут советоваться по поводу трудностей в классе. Конечно, это зависит и от специалиста - он не должен пытаться выдавать себя за «спасителя», а действовать как «соратник» учителя, решающий задачи организации.
- Должен ли психолог вести работу с родителями? И может ли он помочь решить проблему роста детской агрессии?
- Безусловно. Ведь что бы ни делал психолог, к примеру, для снятия напряжения у ребенка – все будет бесполезно, если в семье он опять попадает в стрессогенную ситуацию. У нас в школе (как и во многих других) действует родительский клуб, где проводится консультирование. В идеале в учреждениях образования нужен и семейный психолог – с образованием, связанным именно с семейной психотерапией и психологией; обычных специалистов этому почти не учат.
Причина детской агрессии чаще всего – во взрослых. Так, переживания родителя по поводу денежных проблем из-за кризиса «рикошетом» бьют по его детям и отражаются на степени их возбуждения, несдержанности.
Другая причина агрессии связана с усилившейся миграцией: в ряде школ значительная часть учеников – нерусскоязычные. Но конфликты редко носят именно межэтнический характер, это привносится взрослыми. Для детей национальность другого часто не имеет ни малейшего значения.
Толерантности и умению находить общий язык надо учить с детства – индивидуально и в группе. Для этого проводятся психологические тренинги: подростки знакомятся со способами конструктивного разрешения конфликта, обучаются навыкам общения, принятия «не такого, как я» человека. Конечно, порой здесь требуется не только помощь психолога, но и вмешательство организационного плана, и вовлечение специалистов другого уровня – социальных работников, социальных педагогов, учителей-предметников.
- Может ли психолог помочь каждому ученику, если в школе их сотни?
- В некоторых регионах есть определенные нормативы по количеству учеников на одного психолога – как правило, 500-700 человек. Но введение таких норм может быть опасно – ведь тогда в малокомплектных школах дети останутся вовсе без психологической помощи.
Помочь индивидуально всем нельзя, но психолог сейчас влияет даже не на отдельного ученика, а на образовательную систему в целом. Можно сколько угодно подтягивать ребенка, развивать его мышление, но если учитель, работающий в этом классе, не меняет свою систему преподавания, при которой ученик не усваивает материал, тогда усилия психолога бессмысленны. Необходимо помочь учителю перестроить его деятельность. Кроме того, сейчас психологи активно начинают участвовать в разработке программ развития школ. Это становится особенно важным в связи с начавшимся переходом к инклюзивному образованию, при котором за каждым ребенком с нарушениями здоровья должен быть закреплен тьютор или психолог, чтобы поддержка была многосторонняя – как в развитых странах.
- Насколько такие специалисты сейчас востребованы?
- Психологи часто пишут к нам в газету о сокращениях ставок. При личных встречах во время поездок в регионы я и мои коллеги тоже постоянно сталкиваемся с этой ситуацией. Региональные школы финансируются только из муниципальных бюджетов, и с введением новых систем оплаты труда директорам приходится сокращать расходы на зарплату. В первую очередь увольняют социальных педагогов, психологов, логопедов, дефектологов – почему-то считается, что это «специалисты обслуживающего персонала второго плана».
Нередко руководители стремятся нагрузить психологов дополнительными обязанностями. Многие, чтобы сохранить ставку, даже занимаются развлекательными мероприятиями. Другие идут в штат различных психолого-медико-педагогических центров, и возвращаются в школу как «внешние» сотрудники. А третьи вовсе уходят в иные сферы деятельности. В отдельных регионах сейчас вообще нет психологов в образовании.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости