В условиях модернизации российского образования все больше внимания уделяется индивидуальному развитию школьников. Именно такой подход принят на Западе, где нередко применяются альтернативные методики. Об одной из таких систем, вальдорфской, в интервью РИА Новости рассказала ведущий научный сотрудник Института развития образования Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Марина Пинская.
- Марина Александровна, многие альтернативные педагогики сложились в начале XX века. С чем связано их появление?
- С запросом на целостное воспитание (не только интеллектуальное, но и духовное) свободного человека в свободных условиях. Если в традиционной педагогике в центре образовательного процесса был учитель, то в новой школе, которая зарождается в начале XX века, - ученик. Педагогики Марии Монессори, Льва Толстого, доктора Рудольфа Штейнера (основателя вальдорфской школы) разделяют десятилетия, но формировались они в общем контексте.
- У вас большой опыт работы учителем в школе вальдорфского направления. Чем эта система отличается от других?
- Я бы говорила не о различии, а о сходстве. Во всех системах важна идея, что дети способны не просто принимать знания, а создавать их. Знания опробываются в реальности - дети работают с камнем, деревом, сеют зерна. У них богатая эмоциональная жизнь.
- Что значит создавать знания? Как идет обучение?
- Понятия, формулы, алгоритмы дети выводят из наблюдений и опытов. На уроках русского языка им не будут объяснять, что существительное отвечает на вопросы: «кто? что?», а глагол на вопрос «что делать?». Они сами на опыте придут к тому, что есть разные части речи – как есть мир предметов и мир действий. Дети осознают, как устроен язык, его законы и смыслы. А также то, что законы есть и в устройстве жизни – так складывается мировоззрение.
- Одна из особенностей вальдорфского обучения – преподавание «эпохами». Что это за принцип?
- Доктор Штейнер связывал каждый детский возраст с периодом в истории развития человечества, и с учетом этого строил учебный материал. Так, в третьем классе, когда дети постигают связи с миром, формируется представление о мире как о доме, они много занимаются Ветхим Заветом. В шестом классе знакомятся с историей Римской империи – и с представлением о справедливости и государственности. В сознании ребенка всякий раз выстраивается целостная картина, он не просто изучает – а «проживает» тему.
- Способности у детей разные. Это не мешает в обучении?
- Если кому-то сложно постигать предмет рационально, будут задействованы другие ресурсы – ребенок будет больше заниматься искусствами, творчеством.
Педагоги стараются, чтобы дети всеми своими возможностями и душевными способностями «вошли» в предмет, обращаясь не только к разуму, но к эмоциям, воле. Чтобы постичь математику, они будут не только думать (решать задачи), но и переживать (упражняясь в музыкальных ритмах), что-то делать (моделировать, вышивать орнаменты).
- Важен ли показатель успеваемости?
- Он, конечно, становится важен в старшей школе, когда надо спектакль ставить, вести исследование, готовиться к экзаменам. Начинается время компромиссов. Пока детям удается в меру сил готовиться к ЕГЭ и не оставлять других занятий.
- Адаптируется ли вальдорфская педагогика к новому времени?
- Естественно, учителя осваивают новые техники и методики. Дети на занятии могут сидеть уже не за партами, а на полу, работать группами, и не с черной доской, а со смарт-картой.
Идея воспитания свободной личности – глобальная, и поиски в этом направлении продолжаются. Вопросы те же. В качестве ориентира - целостная, самодостаточная личность, способная совершенствоваться, приобретать и создавать знания. Учитель, который готов поддержать, но ни в коем случае не старается вложить в ученика то, что считает конечной истиной.
- Сколько вальдорфских школ и детсадов в России?
- Школ около 20. Есть маленькие, по пять-шесть учеников в классе, есть полноценные одиннадцатилетки. Детсадов больше: их проще организовать.
Условий для бурного развития вальдорфской педагогики в нашей стране я не вижу - она достаточно дорогая (нужны музыкальные инструменты, театр). Нет института, который готовил бы учителей (сегодня они могут обучаться в международных ассоциациях). А главное – нет внешней среды, которая бы поддерживала идею.
- Как складываются судьбы выпускников?
- По-разному. Многие поступают в художественные вузы. Кто-то идет работать. Главное же не то, чтобы все поступили, а чтобы были самостоятельными в своем выборе. Мне нравится и что происходит с детьми, и то целостное понимание жизни, которое заложено в вальдорфской педагогике. Каждый ребенок может создать новое знание, и прожить он может совершенно по-новому. Ценность не в том, чтобы все прошли по ранжиру, а чтобы в ситуации, когда ранжир выставлен, справиться и стать собой.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости