МОСКВА, 27 апр - РИА Новости. Еврокомиссия предложила выработать единые механизмы реагирования на кризисные ситуации в транспортной сфере, а также форсировать создание Единого европейского неба (SES II), говорится в пресс-релизе, опубликованном во вторник на официальном сайте ЕК.
Четырнадцатого апреля в 200 километрах к востоку от столицы Исландии Рейкьявика началось извержение вулкана Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull). В атмосферу было выброшено огромное облако пепла, что привело к закрытию воздушного пространства над значительной частью Европы на несколько дней. По данным генерального директора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни, кризис охватил 29% мировой авиации, ежедневно его заложниками становились 1,2 миллиона пассажиров.
Пакет мер по поддержке европейской отрасли пассажирских авиаперевозок, потерявшей после исландского извержения от 1,5 до 2,5 миллиарда евро, разработали еврокомиссар по вопросам конкуренции и государственной помощи Хоакин Альмуниа, еврокомиссар по экономике и монетарной политике Олли Рен и курирующий транспорт вице-президент Еврокомиссии Сийм Калласс, который и представил проект.
Как заявил Каллас, "в результате извержения вулкана были отменены более 100 тысяч рейсов, более 10 миллионов пассажиров по всему миру не могли путешествовать".
"С самого начала нашим главным приоритетом были пассажиры. Мой призыв к (транспортной) отрасли был очевиден: права пассажиров в Евросоюзе должны уважаться в полной мере", - подчеркнул еврокомиссар Каллас, представляя документ.
Представленный пакет мер будет рассмотрен в ходе запланированного на 4 мая экстренного совещания министров транспорта ЕС, о созыве которого по инициативе председательствующей в Евросоюзе Испании было объявлено еще на прошлой неделе. Встреча пройдет в Брюсселе с участием представителей европейской Организации по контролю за безопасностью воздушного движения (Eurocontrol).
Предлагаемые меры
Предлагаемый пакет мер включает в себя ряд временных, кратко- и среднесрочных целей и задач, призванных способствовать скорейшему выходу европейской транспортной отрасли из сложившейся кризисной ситуации, а также максимально снизить вероятность повторения подобной ситуации в будущем.
По мнению авторов документа, страны-члены ЕС должны в максимально краткие сроки скоординированно пересмотреть существующие международные процедуры реагирования в ситуациях, подобных нынешней. Следует также как можно скорее принять скоординированные правила оказания госпомощи, а также обеспечить равный контроль за соблюдением прав авиапассажиров, считают еврокомиссары.
Кроме того, транспортный паралич после исландского извержения продемонстрировал явную необходимость принятия ряда временных мер. Например, такие действия стран-членов в экстренных ситуациях, как предоставление пассажирам отсрочки платежа по тарифному плану, должны осуществляться только с одобрения ЕС. По мнению инициаторов пакета мер, это позволит избежать многих проблем с осуществлением контроля за денежными потоками.
Комиссары ЕС также предлагают запретить странам-членам нарушать общий запрет на полеты без санкции Еврокомиссии.
В среднесрочной перспективе к приоритетным направлениям относятся такие меры, как форсированная реализация пакета SES II, разработка плана действий в условиях частичной или полной остановки любого из главных видов транспортного сообщения, а также создание специального органа под председательством Калласа, отвечающего за координацию транспортного сектора стран-членов Евросоюза.
Единое европейское небо
Идея создания единого европейского воздушного пространства, или Единого европейского неба (Single European Sky, SES), появилась еще в конце 1990-х годов. В 2008 году назад IATA потребовала обеспечить реализацию проекта к 2012 году.
Тогда же был представлен второй пакет документов по созданию SES. Он нацелен на выработку специального подхода, который позволит обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики воздушных судов. Предполагается также координация функциональных блоков воздушного пространства (FABs) через Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) и модернизация аэронавигационной системы в рамках программы SES ATM Research (SESAR).
Считается, что SES позволит сократить продолжительность воздушных маршрутов, время ожидания самолетов в воздухе и, благодаря этим мерам, уменьшить выбросы двуокиси углерода в атмосферу и накладные расходы авиакомпаний.