Сегодня, 25 апреля, исполняется 170 лет со дня рождения композитора Петра Ильича Чайковского.
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 г. в заводском поселке Воткинск (Вятская губерния) в семье горного инженера, директора Камско-Воткинского завода. Детские годы композитора прошли в Воткинске, а с шестилетнего возраста – в Алапаевске (на Урале).
Способности к музыке у Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.
С 14 лет он начал проявлять склонности к композиции; первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке Анастасии Петровой "Анастасия-вальс" и романс "Мой гений, мой ангел, мой друг...", написанный Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи Афанасия Фета.
Однако, несмотря на любовь сына к музыке, родители, после двух лет занятий в пансионе, определили его в Петербургское училище правоведения, где он пробыл с 1850 по 1859 г.
Во время пребывания в училище Чайковский не переставал интересоваться музыкой, пел в хоре - сначала дискантом, а затем альтом, занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера.
После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции, одновременно продолжая заниматься музыкой. Осенью 1859 г. он поступил в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе, который через год были реорганизованы в первую в России консерваторию и Чайковский, уже будучи чиновником Министерства юстиции, подал заявление о приеме в консерваторию.
Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории - пианиста и композитора Антона Рубинштейна, под влиянием которого сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. Довольный учеником, Рубинштейн назначил его своим стипендиатом, а с 1864 г. поручил вести занятия в классе гармонии.
В 1866 г., сразу после окончания консерватории, Чайковский был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, которая через много лет будет названа его именем.
Последующее десятилетие у Петра Чайковского прошло в напряженной творческой, педагогической и общественной деятельности.
Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально-критической работе. В течение почти 12 лет он преподавал в Московской консерватории: вел классы теории, гармонии, инструментовки и свободного сочинения. Любимым учеником Чайковского был выдающийся русский композитор и пианист Сергей Танеев, ставший его близким другом.
Педагогическая работа Чайковского оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального музыкального образования. Он создал учебные пособия, из которых особенно большое значение имеет "Руководство к практическому изучению гармонии" (1871) - первый в России учебник для консерваторий по данному курсу, принадлежащий русскому автору, а также перевел с французского учебник Геварта "Руководство к инструментовке".
Петр Ильич регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика. Из за постоянной нужды в деньгах в 1871-1876 гг. он работал музыкальным рецензентом газет "Современная летопись" и "Русские ведомости".
В Москве Петр Ильич общался с выдающимися представителями русской литературы и искусства: с актерами Малого театра, писателями Львом Толстым, Алексеем Плещеевым, драматургом Алексеем Островским (участвовал в его "Артистическом кружке"); у него установились прочные связи с композиторами "Могучей кучки" - Милием Балакиревым, Николаем Римским-Корсаковым, музыкальным критиком Владимиром Стасовым.
В московский период своей жизни Петр Ильич Чайковский создал оперы "Воевода" (1869), "Ундина" (1869), "Опричник" (1874), "Кузнец Вакула" (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), Первый фортепианный концерт (1874), симфонические произведения "Ромео и Джульетта" (1869) и "Буря" (1873, по Шекспиру), "Франческа да Римини" (1876, по Данте), музыку к сказке Островского "Снегурочка" (1873), цикл фортепианных пьес "Времена года" (1876) и другие камерно инструментальные сочинения и романсы.
В 1877 г. в жизни Чайковского происходят два очень важных события, повлиявших на всю его дальнейшую жизнь: композитора взяла под свое финансовое покровительство одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника Надежда фон Мекк, назначившая ему стипендию в размере 6 000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890 г.), что позволило Чайковскому оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве. Известна обширная переписка композитора с фон Мекк, с которой он никогда не виделся.
Второе событие произошло в июле 1877 г., когда Чайковский женился на Антонине Милюковой. Однако брак этот оказался крайне несчастливым. Связанные с ним переживания чуть не довели Чайковского до самоубийства; он срочно уехал от жены. Чайковский много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917 г., проведя последние двадцать лет своей жизни в приюте для умалишенных.
Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории, и уехать из Москвы.
Зиму 1877-1878 гг. Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил Четвертую симфонию и оперу "Евгений Онегин".
В 1880-х гг. и в начале 1890-х гг. Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. В 1879 г. он создает героико-патриотическую оперу "Орлеанская Дева" по трагедии Шиллера, в начале 1880 х годов "Итальянское каприччио" для симфонического оркестра, в 1883 году - оперу "Мазепа" по поэме "Полтава" Пушкина, в 1887 г. - оперу "Чародейка" по драме Ипполита Шпажинского. В этот период композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений: симфонию "Манфред" (1885), Пятую симфонию (1888), увертюры - "1812 год" (1880), "Гамлет" (1888). В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал свое известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвященное памяти Николая Рубинштейна.
В конце 1880-х гг. написан второй балет Чайковского "Спящая красавица".
На рубеже нового десятилетия - в 1890 г. - появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики - опера "Пиковая дама" на сюжет одноименной повести Пушкина.
Сразу же после "Пиковой дамы" был сочинен струнный секстет "Воспоминания о Флоренции". В течение 1891 1892 годов созданы опера "Иоланта" на сюжет драмы датского писателя Герца и балет "Щелкунчик" по сказке Гофмана (в обработке Дюма). Продолжалась работа и в области романса и камерно-инструментальных жанров. В 1893 г. появилась Шестая симфония ("Патетическая", как назвал ее сам автор) - вершина его симфонического творчества.
В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия, Чехия и др.) и живя, в перерывах между заграничными поездками, то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда. Однако и в эти годы он находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской (дирижерской) деятельности.
В 1885 г. Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, а через год - почетным членом Русского музыкального общества.
Начиная с 1880-х гг. его имя становится популярным не только в России, но и за рубежом. Чайковский с большим успехом выступает как дирижер симфонических концертов и опер, совершает ряд концертных поездок по городам Европы, где исполняются его произведения.
С января по март 1888 г. он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Одной из самой триумфальной была поездка в Прагу в 1888 г.
Весной 1891 г. Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, куда он был приглашен для участия в музыкальном фестивале по случаю открытия крупнейшего концертного зала - Карнеги-холла. С большим успехом прошли концерты Чайковского в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии.
В 1893 г. Кембриджский университет в Англии присвоил Чайковскому звание почетного доктора музыки как гениальнейшему музыканту мира.
Еще в 1885 г. Чайковский ощутил потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по возвращении из путешествий, целиком отдаваться творчеству. Он поселился сначала в окрестностях города Клина - в Майданове, затем во Фроловском, а с 1891 г. на окраине самого Клина.
Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где продирижировал своей Шестой симфонией, премьера которой состоялась 16 октября, а 21 октября заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды.
Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 октября (6 ноября) композитор скончался. Похоронен он в Петербурге, в Александро-Невской лавре.
Петр Ильич Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса).
В 1894 г. в Клину по инициативе брата композитора Модеста Ильича был открыт Дом-музей Чайковского, в котором сохранены личные вещи и рояль композитора, а также его архив. В 1940 г. именем Петра Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; открыт мемориальный музей в Воткинске.
С 1958 г. в Москве каждые четыре года проводится Международный конкурс имени Чайковского, который и сегодня остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором.