Накануне 95-ой годовщины Геноцида армян президент Армении Серж Саргсян дал интервью агентству РИА Новости, в котором рассказал об армяно-турецких отношениях, карабахском конфликте и об отношениях с Россией.
- В этом году 24 апреля отмечается 95-я годовщина Геноцида армян. Как известно, Турция болезненно реагирует на любое упоминание о геноциде. Остается ли позиция Еревана в вопросе международного признания геноцида прежней, с учетом начавшегося процесса нормализации армяно-турецких отношений?
- Действительно, в этом году отмечается 95-я годовщина Геноцида армян. Это 95 лет скорби по жертвам, боли, вызванной отрицанием Геноцида, и борьбы за предотвращение. Предотвращение геноцидов - всех и везде. Это долг маленькой страны, народ которой видел ужасы самого страшного преступления против человечества, и мы будем продолжать исполнять свой долг, вне зависимости от политической конъюнктуры и невзирая на трудности этой борьбы.
Мы не приемлем манеру ссылки на диалог между Арменией и Турцией в качестве оправдания отказа от признания Геноцида. Не думаю, что это помогает процессу. Я прошу всех, у кого будет повод размышлять или высказываться по вопросу Геноцида армян и его международного признания, перед этим вспомнить о миллионах изувеченных человеческих судеб и лишенном Родины древнем народе, несущем эту боль в сердце.
- Допускаете ли Вы вероятность обсуждения с Турцией факта геноцида? Как Вы относитесь к предложениям о создании комиссии историков для изучения этой проблемы?
- Я много раз говорил: факт Геноцида не может быть темой обсуждения. Могут обсуждаться вопросы ликвидации последствий Геноцида, но никак не сам факт. История этого чудовищного явления настолько глубоко изучена и документирована, что нет какой-либо необходимости в обсуждении цели и механизмов этого соркестрированного руководством Османской Турции преступления.
Действительно, в 2005 году премьер-министр Турции предложил создать комиссию историков, которая обсудила бы вопрос Геноцида, и ее заключения, по замыслу турецкой стороны, должны были предопределить перспективы отношений между Арменией и Турцией. Тогда было понятно, что отношения не будут нормализованы до тех пор, пока комиссия не придет к заключению, устраивающего турецкую сторону. Естественно, Армения отказалась, так как установление отношений между нашими странами – это единственный нормальный путь, и если Армения не требует от Турции признать Геноцид в качестве предусловия установления таких отношений, то и Турция не имеет какого-либо права требовать от Армении обратного.
- Как может подобная комиссия работать непредвзято, если за использование термина “геноцид” в Турции людей подвергают уголовному преследованию по статье “оскорбление турецкой нации”?
- Но это уже в прошлом. В протоколах, которые мы подписали в октябре 2009 года, предполагается создание межгосударственной комиссии, подобной тем, которые у Армении есть со многими другими странами, одна из подкомиссий которой могла бы изучать "вопросы исторического измерения", но это никак не может предполагать обсуждение факта Геноцида. И заметьте, это межправительственная подкомиссия, создаваемая после установления дипломатических отношений, а не экспертная комиссия, предопределяющая перспективы таких отношений.
- На каком этапе находится армяно-турецкий процесс в целом? Какова официальная позиция Еревана по этой проблеме?
- Мы не захлопнули дверь, но и не будем предпринимать каких-либо дальнейших шагов. Мы рассмотрим возможность продвижения вперед, когда убедимся, что в Турции наличествует соответствующая атмосфера, когда мы увидим в Анкаре руководство, вновь готовое к нормализации взаимоотношений. Армения оставит свою подпись под Протоколами, поскольку мы желаем сохранить возможность нормализации взаимоотношений, поскольку мы желаем мира. Наши политические цели нормализации армяно-турецких отношений остаются в силе.
- Считаете ли Вы возможным обсуждение каких-либо предусловий с целью размораживания процесса ратификации армяно-турецких протоколов, подписанных в октябре 2009 года в швейцарском городе Цюрих?
- Принцип pacta sunt servanda (договоры следует соблюдать) является основополагающей нормой международного права. Армяно-турецкие протоколы появились в результате долгих, нелегких переговоров, в течение которых обе стороны предельно ясно проявили свои позиции, уяснили пределы возможного и невозможного друг для друга. В этом контексте армянская сторона исключает возможность обуславливания ратификаций сторонними вопросами.
Международное сообщество тоже весьма четко отметило, что считает необходимым ратифицировать протоколы в кратчайшие возможные сроки и без предусловий. Турция практически провалила оба элемента этого теста.
- Скоро все человечество будет отмечать 65-летие Великой Победы. Как Армения собирается отмечать эту дату? Намерены ли Вы участвовать в праздничных мероприятиях в Москве?
- 9 мая – радостный, светлый праздник, день Великой Победы и Мира, который всегда с особенной теплотой отмечается в Армении. Мы всегда будем помнить и гордиться тем, что армянский народ внес достойный вклад в дело победы над фашизмом, увенчал свое имя неувядаемой славой. Не одно поколение в Армении воспитывается и учится самоотверженности на примере ста девятнадцати Героев Советского Союза, двадцати семи кавалеров Ордена Славы трех степеней, удостоенных этих званий и наград в течение войны. Сотни тысяч армян рядового и командного состава, генералы, адмиралы и маршалы ценой неимоверных жертв стремились к этой Великой Победе в рядах Красной армии, в войсках союзников, в партизанских отрядах, в движении Сопротивления и в тылу.
Я, конечно, приму участие в праздничных мероприятиях в Москве, посвященных 65-летию Великой Победы, и хотел бы поблагодарить Президента Медведева за приглашение. Мы не должны забывать, что в этой великой войне мы победили вместе.
Будущий маршал Советского Союза, а тогда еще генерал армии И. Х. Баграмян 24 июня 1945 года возглавил сводный полк 1-го Прибалтийского фронта на Параде Победы на Красной площади в Москве. Я, как и он, выходец из Карабаха, и в эти дни для меня будет большой честью присутствовать на Красной площади. Мы обязаны хранить и оберегать память об этой славной Победе, достигнутой с таким огромным трудом в самой кровопролитной войне в истории человечества. Это одна из самых славных страниц нашей общей истории.
- Господин Саргсян, как бы Вы охарактеризовали нынешний этап переговорного процесса по карабахскому урегулированию? Существуют ли перспективы решения проблемы в обозримом будущем?
- Оцениваю как один из рабочих этапов мирного процесса. Это конфликт, то есть имеют место борьба, переговоры, а решение проблемы зависит от всех сторон: от Нагорного Карабаха, от Азербайджана, от Армении. Важную посредническую роль играют также сопредседатели Минской группы.
Народ Нагорного Карабаха попытался исправить историческую несправедливость, заложенную политикой Сталина, исключительно мирным и правовым путем – в рамках законодательства СССР и международного права. Этому была противопоставлена грубая сила, попытка уничтожить народ Карабаха. Ответом на мирные выступления народа Нагорного Карабаха было насилие, а потом и полномасштабная война, развязанная Азербайджаном. В эти тяжелые времена народ Карабаха смог объединиться и защитить свою родину, женщин, детей и стариков. Война не была нашим выбором – у нас просто не было иной возможности, надо было защищаться.
Я не вижу альтернативы мирному урегулированию конфликта, которое может быть основано только лишь на компромиссе. А в понятии «компромисс» стержневая идея – взаимность. В подобных ситуациях односторонние уступки только лишь усугубляют существующие опасности и угрозы.
Ереван, тем не менее, настроен на продолжение диалога с Баку в конструктивном ключе при посредничестве сопредседательства Российской Федерации, Соединенных Штатов и Франции в Минской группе ОБСЕ. Мы также готовы содействовать налаживанию прямого диалога между Баку и Степанакертом, так как ключи от урегулирования находятся, в первую очередь, именно в Нагорном Карабахе.
- На какие шаги готова пойти Армения для урегулирования карабахского конфликта? Каковы принципиальные подходы официального Еревана в вопросах возможных компромиссов?
- Вопрос самоопределения народа Нагорного Карабаха является первопричиной и центральной проблемой конфликта, и только лишь посредством его урегулирования будет возможно разрешить и другие насущные вопросы. Ведь если Азербайджан признает независимость Нагорного Карабаха, вопрос может быть решен в считанные часы. Устранение последствий конфликта при фактическом пренебрежении его первопричинами чревато опаснейшими сценариями развития. Мы исходим из принципиальной позиции, что когда речь идет о безопасности и судьбе людей, риск должен быть сведен к минимуму. Мы не допустим превращения Нагорного Карабаха в заложника Баку. Мы очень хорошо помним, чем все это обернулось 20 лет назад, что произошло с армянским населением другой автономии в составе Азербайджана – в Нахичеване.
- Считаете ли Вы вероятным возобновление военных действий в зоне конфликта?
- Опасность возобновления военных действий есть и будет до тех пор, пока в нашем регионе не воцарятся мир и стабильность, пока не подписан действенный мирный договор между сторонами нагорно-карабахского конфликта. Просто некоторых людей в Азербайджане начинает заносить, что проявляется в армянофобской и милитаристской демагогии.
Попытка разрешения конфликта военным путем – просто авантюра, чреватая катастрофой для Азербайджана. Такое развитие событий может надолго дестабилизировать регион, создать очаги новой напряженности, но никак не решит проблему НК.
Если вкратце, то ответ на Ваш вопрос следующий: нет, я не вижу опасности войны в ближайшее время. Но я неоднократно говорил, что наши Вооруженные Силы всегда должны считать, что именно завтра могут начаться военные действия.
- Как бы Вы оценили уровень армяно-российских отношений? Какие шаги можно ожидать в ближайшем будущем для дальнейшего развития и укрепления двусторонних связей?
- Наши отношения на двустороннем уровне выстраиваются на основе союзнического взаимодействия и стратегического партнерства. И они углубляются день ото дня. В многостороннем формате наши страны эффективно сотрудничают в рамках ОДКБ и СНГ, других региональных и международных организаций.
Мы с Президентом Медведевым ведем интенсивный диалог, свидетельством чему служат наши регулярные встречи. Эффективно работает межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Практически нет такой области, где бы наши государства не сотрудничали. Особенно хотел бы отметить сотрудничество в гуманитарной сфере – наши страны связаны неисчислимыми нитями в областях культуры, науки, образования.
Хочу с удовлетворением отметить, что российский бизнес широко представлен в экономической жизни Армении. К сожалению, глобальный кризис не обошел наши торгово-экономические отношения стороной, но я уверен, что нам удастся быстро наверстать упущенное. Именно в этом направлении мы будем работать и предпринимать действенные шаги в ближайшее время.
Мы сейчас ведем работу по восстановлению Холма славы в Гюмри – памятника погибшим в русско-турецких войнах русским офицерам.
В Ереване недавно гостил Его Святейшество, Патриарх Московский и Всея Руси – Кирилл. Был заложен камень в основание новой русской церкви.
- Какова роль армянской диаспоры, в том числе российской, в общественно-политической и экономической жизни Армении?
- Армянская диаспора в основном появилась в результате ужасной трагедии, Геноцида 1915-1923гг., который пережил наш народ. Одно дело, когда люди оставляют родной дом в поисках лучшей жизни, другое – когда нет иного выбора, когда ты оставляешь свой дом, чтобы спасти свою семью от гибели. Поэтому существование диаспоры – это наша боль, ведь во всем мире живет втрое больше армян, чем в самой Армении. В то же время диаспора – наша гордость. Это люди, которые потеряв все, вынуждены были начать новую жизнь и добились успеха, уважения, признания, принесли пользу как своей новой родине, так и армянскому народу. Во всех странах мира, где я бываю с официальными или рабочими визитами, я непременно встречаюсь с представителями армянской диаспоры. И всем им я обязательно говорю: если хотите быть достойными сынами и дочерями армянского народа – будьте в первую очередь активными гражданами своей новой родины, законопослушными и созидающими людьми. Говоря это, я абсолютно уверен, что они никогда не забудут свою историческую родину.
В России сегодня живет самая многочисленная армянская община в мире. Мы гордимся успехами армян современной России, будь то великий артист Армен Джигарханян, Герой Советского Союза и России Артур Чилингаров, физик-ядерщик Юрий Оганесян, скульптор Николай Никогосян, авиаконструктор Михаил Погосян. Называю просто первые пришедшие на память имена, этот перечень может быть очень долгим. Представителен и список армян-бизнесменов, вносящих серьезный вклад в развитие экономики России. Самое важное – армяне России тесно связаны с матерью-Арменией, пытаются в меру своих сил и возможностей участвовать в ее развитии.
Эти люди – естественный и незаменимый мост между нашими странами. Они та ось, вокруг которой выстраиваются исторически братские отношения между нашими народами, и иначе быть не может.