Тамара Бараненкова
В российский прокат выходит автобиографичная картина Микеле Плачидо «Мечта по-итальянски» («Il grande sogno») - пожалуй, самый красивый фильм предстоящих выходных.
Италия, 1968-й год. Пока студентка из хорошей семьи Лаура мечтает о социальном равенстве и мировой справедливости, юноша Никола – один из тех бедняков, за права которых она выступает, – по иронии судьбы вынужден быть полицейским и стоять на страже существующего порядка. В это время начинаются студенческие волнения – сначала в стенах университета (с криками «Что за хрень вы несете, профессор?!» и «Почитайте хотя бы Мао!» студенты очищают территорию от вражеских сил), а затем и по всей стране. Долгий пролог к этим событиям - война во Вьетнаме, убийство Кеннеди, смерть Че Гевары, китайская «культурная революция» – становится прологом и к истории каждого из героев фильма.
Плачидо был свидетелем тех событий - сначала участвовал в разгоне студенческих демонстраций в Риме, а после – протестовал вместе с ними сам: «В Риме я оказался задействован в разгоне студентов, выступающих против войны во Вьетнаме, а несколько месяцев спустя протестовал вместе с ними. Все закончилось тем, что я сам стал студентом, поступив в Академию драматического искусства имени Сильвио Д’Амико».
В фильме все еще запутаннее и драматичнее: Никола не просто колотит студентов дубинками и мечтает о карьере актера, а еще и становится «засланным казачком» в стенах университета, шпионящим в пользу полиции и постепенно влюбляющимся в Лауру.
Критики охотно сравнивают картину Плачидо с «Мечтателями» Бертолуччи, события которых разворачиваются в том же 68-м. При том, что, строго говоря, фильмы эти совершенно разные, одно время, одна среда и, главное, та призма, через которую эта среда показана, делают их в чем-то близкими друг другу: здесь и молодость со всей ее бескомпромиссностью, смелостью и обаянием, и предвкушение «нового дивного мира», который появится, стоит только отказаться от прошлого, и даже что-то вроде любовного треугольника с красивой брюнеткой в главной роли.
Но у Плачидо не стоит искать ни декадентской эстетики «Мечтателей», ни их неприкрытой провокационности. Конечно, сложно представить себе студенческую вольницу без голых поп и постельных сцен, но то, что действительно обращает на себя внимание в «Мечте по-итальянски», - ее бесконечный романтизм, такой, каким он может быть только у человека, рассказывающего о собственной молодости.