Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Уникальная выставка русского искусства ХХ века открылась в Венеции

© РИА Новости / Сергей СтарцевУникальная выставка русского искусства ХХ века открылась в Венеции
Уникальная выставка русского искусства ХХ века открылась в Венеции
Читать ria.ru в
Уникальная выставка "России! Память. Мистификация. Воображение", в рамках которой экспонируются произведения многих выдающихся русских художников из частных итальянских коллекций, открылась в четверг в венецианском Университете "Ка' Фоскари".

ВЕНЕЦИЯ, 22 апр - РИА Новости, Сергей Старцев. Уникальная выставка "России! Память. Мистификация. Воображение", в рамках которой экспонируются произведения многих выдающихся русских художников из частных итальянских коллекций, открылась в четверг в венецианском Университете "Ка' Фоскари" (Ca' Foscari), передает корреспондент РИА Новости.

Из самого названия экспозиции ясно, что в рамках своего неординарного проекта организаторы выставки попытались показать сразу несколько Россий, проанализировав художественную эстетику отечественного искусства ХХ века в развитии - от революционного русского авангарда через социалистический реализм к диссидентскому андерграунду и постсоветскому искусству. Уникальность выставки заключается, прежде всего, в том, что на ней представлены работы высочайшего художественного уровня, многие из которых вообще никогда не видела широкая публика.

Дело в том, что картины Ларионова, Гончаровой, Машкова, Шагала, Кандинского, Малевича, Поповой, Татлина, Фалька, Кончаловского происходят из двух частных итальянских коллекций Альберто Сандретти (Alberto Sandretti) и Альберто Морганте (Alberto Morgante), которые многие годы занимались собиранием русского искусства.

Две эти коллекции не похожи друг на друга, формировались по разным критериям и при различных обстоятельствах, которые заслуживают отдельного разговора. Объединяет их безусловная любовь к русскому искусству и искренний интерес к жизни и истории нашей страны. Помимо холстов великих мастеров русского авангарда в коллекциях Сандретти и Морганте находятся многие работы крупных художников-нонконформистов, которые стали "классиками" неофициального советского, а точнее антисоветского искусства 1960-1970-х годов, в том числе Немухина, Рабина, Краснопевцева, Мастерковой, Плавинского, Зверева, Булатова, Ситникова. Только сейчас выясняется, что работы представителей московского андерграунда, которые были показаны в рамках знаменитого Биеннале Инакомыслия, состоявшегося в Венеции в 1977 году, в основном принадлежали Сандретти и Морганте.

Наконец, в коллекции Сандретти, который начал собирать ее еще в конце 1950-х годов, когда учился на философском факультете МГУ, хранятся многие образцы официальной советской живописи, в том числе около 5 тысяч пропагандистских плакатов, начиная от работ Маяковского, сделанных для "Окон РОСТА". Здесь же собраны любопытнейшие произведения живописи социалистического реализма, включая портреты Сталина и других советских руководителей, которые можно увидеть в разделе "Жить стало веселей".

"Возможно, соцреализм стал самым крупным медийным экспериментом, который вообще когда-либо был поставлен в истории. Искусству была поручена задача превращения первичной идеологической материи в образы и мифы, предназначенные для массового потребления. Живопись, архитектура, кино выполняли две основные функции - пропаганды и формирования мифа о светлом будущем. При этом обычные люди прекрасно знали реальную жизнь, и виртуальная реальность вступала в драматический конфликт с ежедневным будничным опытом", - рассказала РИА Новости куратор выставки профессор Университета "Ка' Фоскари" Сильвия Бурини (Silvia Burini).

"Мы завершили выставку несколькими произведениями художников постсоветской России, которые по-новому продолжают три ее главные темы: память авангарда, мистификация соцреализма и воображение неофициальной живописи. Все это позволяет понять, как русский ХХ век пронизан связанными между собой и не исключающими друг друга направлениями, которые в рамках нашей выставки складываются в единый и восхитительный пазл", - подчеркнула Бурини.

Еще одной особой приметой венецианской выставки является ее мультимедийная интерактивность. Авторы проекта, в реализации которого принимали участие многие профессора, аспиранты и студенты Университета "Ка' Фоскари", не только разработали для каждого раздела выставки собственное звуковое сопровождение и видеоряд, который проецируется на специальных экранах, но и предоставили в распоряжение зрителей индивидуальные мультимедийные путеводители на базе iPod touch. Эти гиды не только дают подробный аудиокомментарий к наиболее интересным экспонатам, но и содержат интервью экспертов, мультимедийные презентации не выставленных произведений, различные фото- и видео-материалы, а также документы, которые каждый зритель может выбрать по своему усмотрению. Кроме того, в залах установлены интерактивные установки с большими сенсорными экранами, где посетитель сам должен выбирать изображения.

Идее максимально активно включить зрителя в процесс знакомства с выставкой подчинена и специальная инсталляция "Memo" Миши Марголиса, выполненная на основе реальной переписки девочки Марины Кузнецовой, насильно помещенной в детский дом, со своей матерью, отправленной в ГУЛАГ. Переписка представлена пятью конвертами с анимационными почтовыми марками 1930-х годов (вместо марки в конверт вмонтирован мини-экран). Если конверт открыть, то на отдельном экране появляется женщина, которая также берет конверт, открывает его и начинает читать письмо дочери. В этот момент зритель видит оригинал детского письма и слышит его аудиозапись.

Выставка "России! Память. Мистификация. Воображение" продлится в Венеции до 25 июля.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Совфед поддержит закон о расширении полномочий полиции, заявил КлишасПравительство выделит дополнительные 14 миллиардов родителям-одиночкамВ Тбилиси сторонники Саакашвили потребовали освободить политикаМишустин призвал эффективно расходовать бюджетные средстваРоссийская экономика вернулась к уверенному росту, заявил МишустинГосдума одобрила проект о совершенствовании бесплатной юридической помощиОфициальный курс евро на четверг снизился на 35 копеекПрофсоюзы предложили распространить QR-коды на междугородний автотранспортЭрдоган вновь предложил посредничество между Россией и УкраинойБеглов рассказал, как избежать новых ограничений в новогодние праздникиВ Москве простились с Марком РудинштейномЦены на газ в Европе превысили 1150 долларов за тысячу кубометровБанки предоставят 2,1 миллиарда долларов на строительство Амурского ГХКВ Сочи оторвавшийся от грузовика прицеп убил пассажирку легковой машиныЗащита Соболь обжаловала приговор по делу об антиковидных нормахНа Ставрополье ввели QR-коды для посещения общественных местНавальный подал еще один иск к колонии в ПокровеЕС подтвердил возобновление переговоров по Ирану в ВенеСША не могут принять новую реальность многополярного мира, заявил СлуцкийОмикрон-штамм коронавируса выявили в 57 странах