Всероссийский выставочный центр, который был открыт в Москве в 1939 году, в ближайшие несколько лет ждет перерождение. Выставочный комплекс, который в 90-ые года, по сути, превратился в "барахолку", собирается вернуть себе статус одного из центральных мест отдыха москвичей, а также стать деловым и экономическим центром. О новой концепции развития центра РИА Новости беседует с генеральным директором ВВЦ Иваном Малаховым.
- По словам федеральных властей, страны, входящие в СНГ, получат свои национальные павильоны на ВВЦ, которые были закрыты после распада СССР, в долгосрочную аренду за небольшую плату. Иван Павлович, когда откроются павильоны стран СНГ, ведь многие из них нуждаются в ремонте?
- В последние несколько лет ведутся активные переговоры по вопросу возращения павильонов бывших союзных республик на ВВЦ странам СНГ. В настоящее время на территории ВВЦ уже отремонтированы и работают павильоны Киргизии и Армении, а Белоруссия близка к завершению работ по реконструкции.
Я считаю, что, если в итоге по всем павильонам будет принято положительное решение, то будет достигнут сильный политический и экономический прогресс в отношениях между странами. Когда-то мы формировали единую нацию, и ВДНХ тогда представляла собой место консолидации всех республик, которые входили в Советский Союз. Сегодня российская сторона заинтересована в том, чтобы наши соседи вернулись, хотя бы потому, что исторический облик ВВЦ должен восстановиться в том виде, в котором он был когда-то задуман.
Планируется, что в центральной части ВВЦ будут работать павильоны стран СНГ, а главной доминантой станет павильон Российской Федерации. Сейчас такого павильона нет.
- Каковы будут условия для стран СНГ по возвращению на ВВЦ? За чей счет будет проводиться ремонт павильонов?
- Это пока предварительное условие, но, скорее всего, будет долгосрочная аренда на 49 лет. Арендная плата, естественно, будет невысокой, однако окончательное решение по условиям ставки за пользование площадями будет принято правительством РФ, которое является акционером ВВЦ. Скорее всего, реконструкцией павильонов страны СНГ будут заниматься сами, но с нашей стороны могут быть какие-то льготы и преференции.
Условия пока еще обсуждаются. Активность в вопросе возвращения на территорию ВВЦ проявляют Казахстан, Молдавия, Азербайджан, Таджикистан и Украина.
Как показал опыт той же Киргизии, которая успешно вернулась в свой павильон, работу можно вести в нескольких направлениях. К примеру, в павильоне открыли миграционный центр для граждан Киргизии, где люди могут найти всестороннюю поддержку, а также турбюро, позволяющее рекламировать туристические возможности своей страны.
- Могут ли какие-то павильоны занять регионы России?
- Конечно, могут, и это одна из ближайших перспектив. Недавно состоялись переговоры с руководством Алтайского края об аренде павильона, где могут быть представлены достижения края, в частности, в области фармацевтической промышленности.
Якутия также выразила заинтересованность в том, чтобы разместиться на территории ВВЦ, у них, как я понимаю, возможна экспозиция, связанная с природными ресурсами республики. Собственно, в 2009 году мы подписали соглашение о сотрудничестве. Им предложено на выбор несколько вариантов размещения в павильонах, сейчас этот вопрос в стадии обсуждения.
На самом деле, любому из российских регионов, я уверен, есть что показать. Каждый субъект в нашей большой стране имеет собственный колорит, свои оттенки культуры. Думаю, посетителям ВВЦ будет интересно узнать, чем богаты разные уголки России.
- В прошлом году масштабный план развития ВВЦ был переработан, в итоге, как будет развиваться ВВЦ в ближайшие пять лет?
- ВВЦ жизненно необходим новый план развития в связи с тем, что многие годы этот комплекс пребывал в упадке. План развития, который был разработан в 2008 году и предусматривал строительство 1 миллиона квадратных метров коммерческих площадей, было решено значительно сократить. Одно дело - просто построить миллион квадратных метров, другое дело - понять, нужны ли такие большие площади ВВЦ, как это может увеличить транспортную и инфраструктурную нагрузку, и так далее.
Пока план развития еще обсуждается, возможно, в мае мы будем представлять его акционерам, а до конца года сумеем окончательно утвердить.
- Многие из зданий на территории пребывают в упадке, их будут реконструировать?
- Тем историческим объектам, которые находятся в ведении ВВЦ, мы будем после утверждения концепции подыскивать инвесторов для реконструкции или искать другие пути восстановления памятников. Но у нас есть и другая серьезная проблема: на территории выставочного центра более 70 зданий находятся в частной собственности. И собственники не всегда идут на переговоры, что, как минимум, говорит об отсутствии у них определенной культуры.
Владельцы не хотят понять, что собственность, пусть даже и частная, является принадлежностью исторически сложившейся территории, и в этой связи нужно думать не только о своих интересах, но и учитывать интересы тех людей, которые приходят на ВВЦ.
В целом же с частной собственностью сложилась парадоксальная ситуация, потому что еще в 90-ых годах вышел указ президента РФ о том, что на ВВЦ частной собственности быть не может. Но она у нас, тем не менее, появилась.
- Как же быть?
- По этому вопросу мы работаем вместе с префектурой Северо-Восточного округа, у нас одно видение. ВВЦ - исторический ансамбль, и будьте любезны свои здания привести в порядок. Префектура может собственников к этому обязать.
Еще одна из сложностей состоит в том, что большая часть территории ВВЦ включена, и не всегда обоснованно, в состав особо охраняемых природных зон. Соответственно, какое-либо строительство, реконструкция здесь запрещены. Этот вопрос также будет решаться.
- Кстати, о частной собственности. В 90-е годы прошлого века в укромных уголках ВВЦ появились несколько жилых особняков. Насколько правомерно их появление, и какова их судьба в будущем?
- На самом деле, на ВВЦ только один жилой дом. Он официально зарегистрирован, находится, опять же, в частной собственности. Но вообще ВВЦ, согласно концепции своего развития, никак не совместим с жилым городком.
Единственное, что здесь может быть – это гостиничные комплексы, где смогут останавливаться участники выставок или просто туристы. Гостиничная функция в новой концепции тоже предусмотрена. Мы проводим более 150 выставок в году, выставочный центр посещает огромное количество и российских, и иностранных гостей, и им было бы удобно останавливаться на нашей территории. Другое дело, что гостиничный комплекс должен вписаться в существующий архитектурный ансамбль ВВЦ.
- Какова будет судьба аттракционов на территории ВВЦ?
- Развлекательная часть на территории центра, в любом случае, должна остаться. Другое дело, какой она в итоге примет вид. Пока точно решено, что мы будем создавать детский досуговый центр. В нем родители смогут оставить детей поиграть и заодно поучиться, а сами посидеть рядом в кафе. Сама идея центра очень интересна. К примеру, мы хотим, чтобы здесь были такие игры, которые могли бы помочь ребенку определиться с будущей профессией. То есть, чтобы ребенок мог поиграть, скажем, в строителя или водителя.
Кроме того, мы хотим развивать на территории ВВЦ различные виды спорта. К примеру, в мае планируем открыть роллер-парк, потому что ВВЦ - одно из самых популярных мест катания для любителей роликов. Парк будет оборудован различными видами препятствий (рампа, периллы, трамплин, хавпайп, яма). Также в мае 2010 года на территории ВВЦ обновится трасса для катания на картингах. Подобные проекты вносят весомый вклад в развитие спорта, активного и семейного отдыха, формирование позитивного образа семьи и здорового образа жизни молодого поколения.
- На территории ВВЦ есть система прудов, которая объективно пребывает в упадке, а также парковая зона, как планируется их благоустраивать?
- На ВВЦ предстоит многое сделать для дальнейшего благоустройства территории. К примеру, с марта 2009 года, когда я возглавил ВВЦ, мы стали активно очищать выставочный центр от мусора. Только бытовых отходов к концу прошлого года вывезли 4,4 тысячи тонн! Сейчас поддерживаем территорию в приличном виде.
Однако с прудами так просто ситуацию не разрешишь. Они находятся далеко не в лучшем состоянии и поэтому не пользуются особой популярностью у посетителей ВВЦ. Их надо вычищать, благоустраивать прибрежные зоны, и это все будет предусмотрено концепцией развития ВВЦ.
В отношении парковой зоны, которая также незаслуженно забыта, есть предложения объединить ее с Ботаническим садом, который уже в значительной мере благоустроен. Там планируется выделить зоны отдыха, обустроить пешеходные дорожки, поставить скамейки.
- ВВЦ долгое время ассоциировался с шашлычными, которые размещались у центральных павильонов в палатках. Как, согласно новой концепции, будет организовано общественное питание?
- В ближайшее время ВВЦ планирует уйти от имиджа главной "шашлычной" Москвы. Да, какие-то точки питания подобного рода на территории останутся, но все они будут в рабочем порядке убраны с Главной аллеи. Вся торговля на ВВЦ станет цивилизованной. Конечно, культуре сразу научить невозможно, но внешний вид палаток и точек продаж можно улучшить довольно быстро.
На территории выставочного центра появятся места, которые мы хотим отдать под размещение кафе и ресторанов с условным названием "Кухни народов мира", и этот проект тоже заложен в концепцию развития ВВЦ. Тем самым мы не только вкусно и качественно накормим наших гостей, но и поддержим одну из важных составляющих исторического наследия ВСХВ – ВДНХ СССР – многонациональность.
- Озвучивались планы о том, чтобы продлить монорельсовую дорогу вокруг ВВЦ. Однако помимо монорельса центру необходима правильная транспортная концепция, ведь территория этого комплекса огромна…
- Да, действительно встает вопрос о том, какой транспорт нужно использовать для перемещения по территории ВВЦ. Сейчас ходит детский автопоезд, а также автобусы, в аренду можно взять велосипеды.
Мы разрабатываем вариант использования на территории электромобилей; возможно строительство канатно-кресельной дороги. Такая дорога, как обзорные подъемники в горах, может виться по всей территории центра, иметь несколько остановок. Посетители смогут выйти на остановке в нужной точке ВВЦ. Помимо своей прямой, транспортной функции, канатная дорога могла бы выполнять и эстетическую функцию - любому человеку было бы приятно с высоты понаблюдать за тем, как красиво на ВВЦ, получить общее представление о том, что представляет собой выставочный комплекс.
Мы не должны также забывать о людях с ограниченными возможностями, которым мы просто обязаны помочь комфортно передвигаться по столь обширной территории, как наша. Понятно, что это повлечет за собой немалые затраты, но это должно быть. И мы об этом думаем.
- Не планируется ли запретить движение транспорта на территории ВВЦ, здесь часто гуляют родители с маленькими детьми, катаются роллеры?
- Во-первых, надо сказать, что движение транспорта, который не принадлежит организациям, размещающимся на территории ВВЦ, у нас запрещено, въезд только по пропускам.
Во-вторых, нельзя забывать, что в любом парке, большом или малом, есть технический транспорт, который отвечает за уборку территории, подвозку необходимых товаров и так далее.
Другое дело, что, возможно, мы придем к тому, что вся техника, как в некоторых парках, перейдет на ночной режим работы, пока ВВЦ закрыт. А владельцы машин, которые приезжают на работу на территорию ВВЦ, смогут оставлять свои авто на спецстоянках и отправляться дальше на тех же маломощных электромобилях или по канатной дороге.
В общем, в планах есть строительство многоярусной парковки.
- Не может ли в результате всех преобразований вход на ВВЦ вообще стать платным?
- Есть вещи, к которым мы вынужденно придем. Сегодня одной из статей доходов ВВЦ, нравится это кому-то или нет, является риелторская деятельность. Мы сдаем в аренду торговые площади. Торговля приносит доходы, и мы, в том числе и на основании этих доходов, убираем территорию, приводим ее в порядок. Но через год мы лишимся этих доходов, и у нас даже не будет хватать денег на то, чтобы содержать территорию в приличном виде. А мы не можем допустить, чтобы территория была не убрана! Или, к примеру, смогут ли работать фонтаны, если не вкладывать деньги в поддержание их систем? Конечно, нет!
Платный вход нужен не для того, чтобы ВВЦ жило на широкую ногу. Эти деньги необходимы, чтобы содержать выставочный центр в порядке, чтобы людям было приятно приходить сюда. Деньги, вырученные от продажи входных билетов, будут направляться на благоустройство, и мы готовы ежегодно отчитываться перед нашими посетителями по их расходованию на своем сайте.
- Не планируется ли сделать работу ВВЦ круглосуточной?
- Мы над этой идеей думали, но все упирается в целесообразность. Пока на ВВЦ нет таких комплексов и экспозиций, которые действительно должны работать круглосуточно. Круглосуточная работа связана с вопросами безопасности, а это дополнительные, и немалые, затраты.
Откровенно говоря, тревожит нас и вопрос культуры поведения наших посетителей. Если при свете дня люди разбрасывают бутылки и кидают окурки, где заблагорассудится, то ночью их даже общественное порицание не остановит. Нельзя, чтобы архитектурный ансамбль превращался в место ночных гулянок.
При этом, я считаю разумным продлевать работу ВВЦ на время проведения каких-либо ярких мероприятий, которые, к примеру, интереснее проводить после заката солнца. В общем, тут требуется индивидуальный подход. Так что круглосуточным ВВЦ пока не станет.
- К слову, о мероприятиях. Чем ВВЦ порадует этой весной и летом?
- ВВЦ совместно с культурным центром «Вьюговей» и Ассоциацией скульпторов России по снежным, ледовым и песчаным композициям организуют с 29 апреля по сентябрь Международный фестиваль песчаных скульптур. Фестиваль будет включать в себя: внеконкурсные композиции, открытый Чемпионат России по песчаной скульптуре, Международный конкурс песчаной скульптуры, детский конкурс.
Также сейчас в процессе оформления договоров находятся два интересных проекта. Первый – театр-шоу «Базиллиум Театро», который представляет первое звездное шоу мирового уровня на стыке театрального и комического искусств. Это новое веяние в индустрии развлечений, новый формат организации культурного досуга москвичей и гостей столицы.
Второй проект – парк Diggerland, или шоу танцующих экскаваторов, тракторов и погрузчиков. Профессиональные водители тяжелой техники будут показывать чудеса своего мастерства. Они разрежут арбуз на дольки, не смяв его, надколят ковшом экскаватора яйцо, не расплющив его, поиграют «в мячик» большими бочками. А затем любой посетитель шоу сможет попробовать повторить трюки.
Помимо этого, на территории ВВЦ в нынешнем сезоне пройдет множество культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, таких как Фестиваль ремесел, спортивная акция «Марафон здоровья» в рамках проекта «Безалкогольная Россия», Фестиваль «Русь-Тройка» и многих, многих других.