Жюри Международного конкурса блогов The BOBs - Deutsche Welle Weblog Awards, который уже в шестой раз проводит в Берлине медиа-компания Deutsche Welle, признал блог «Мир удивительных вещей» новосибирского пиарщика Ильи Кабанова лучшим русскоязычным блогом.
Свое мнение о том, чем именно экспертов конкурса мог "подкупить" этот блог, какое развитие ждет блогосферу и сколько можно заработать на ведении блога, Илья Кабанов рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Максиму Кошмарчуку.
- Как вы думаете, чем ваш блог мог "подкупить" жюри конкурса?
- Наверное, это разносторонность блога. Я думаю, что для многих было важно, что я пишу не только развлекательные посты, но и затрагиваю, больные и сложные темы - проституция, работорговля, экология, другие темы. Как мне кажется, мой блог достаточно визуален - в нем есть фотографии, видео. Ну и достаточно приятный для глаза дизайн.
Возможно, еще одним фактором стало то, что у меня есть англоязычная версия. Я думаю, это тоже сыграло свою роль. Хотя, вряд ли именно мой блог является самым лучшим в стране. Я сам знаю блоги, которые лучше моего, интереснее, популярнее.
- Тем не менее, победа в этом конкурсе престижна. Как вы будете использовать свой "звездный статус"?
- В последние дни после того, как были опубликованы итоги конкурса, на моем блоге произошел огромный рост посещений - с одной тысячи до 10 тысяч посетителей в день. Сейчас обо мне узнали те, кто раньше не знал. Я думаю, что это упростит мои коммуникации в рамках моей профессиональной деятельности. Когда в дальнейшем я буду звать московских экспертов на мои конференции (Илья является руководителем PR-агентства и участвует в проведении конференций для блогеров, например, «Новоблогика»), я уже буду не просто малоизвестным региональным блогером, а человеком, который что-то там занял. Я думаю, что с победой в конкурсе кредит доверия ко мне будет выше. Вот именно в этом я вижу пользу, которую принес мне конкурс. Возможно, кто-то захочет разместить рекламу на моем блоге.
- Как давно вы занимаетесь блогами?
- Этот блог я создал около двух лет назад. До этого у меня было много других блогов. Первый появился в 2003 году. Один из своих блогов, на котором я отточил механизмы продвижения, интересующие людей темы, я продал за тысячу долларов в 2006 году. Наверное, тогда я стал первым блогером в Сибири, кто продал свой блог.
- Вы себя причисляете к профессиональным блогерам?
- Этот вопрос я задаю себе последние года два. Вообще критерии профессионализма сложно сформулировать. Профессионалом скорее можно считать того, кто обеспечивает себя блогом. То есть, зарабатывает на нем. Можно считать профессионалом того, чей блог востребован, оказывает влияние. Вообще в среде блогеров термин "профессиональный блогер" не особо употребляют. Все пытаются найти другие термины, но не этот.
- Что для вас лично значит блогосфера?
- На ведение блога я трачу много времени, фактически большую часть своего времени: 6-7 часов в день и больше. Просматриваю другие блоги, СМИ, выбираю, что интересно мне, что интересно мои читателям. Главное, что меня абсолютно устраивает такой режим работы и я получаю удовольствие от этого. Это хобби, ставшее смыслом жизни. Чувство какой-то заполненности, чувство что я делаю что-то важное.
- Все-таки, для вас это увлечение или зарабатывание денег?
- Для меня это не источник дохода. Я использую блог как самопрезентацию, что я делаю определенные вещи, делаю их хорошо, и через блог я привлекаю внимание к тому, что меня интересует. Блог для меня, как маленький ресурс влияния.
Мне было хотелось, чтобы темы, которые меня волнуют, обсуждались. Например, пчеловодство. Я периодически пишу на эту тему. Вообще я хочу завести пасеку и заняться этим всерьез (пчеловодством). Звучит, может быть, смешно, но мне это интересно.
Я думаю, что это интересно кому-то еще. Я думаю, что когда-нибудь через свой блог мне удастся повлиять на развитие пчеловодства в России и сделать это модным.
Да, на блогах зарабатывают, и тысячу и четыре тысячи долларов в месяц. Такие примеры есть. Но чтобы это делали в Сибири, мне неизвестно. Я не вижу ничего плохого в рекламе в блогах, если их авторы прямо сообщают о платном характере таких публикаций. До победы на конкурсе я опубликовал всего один такой пост.
- Как вы видите дальнейшее развитие блогосферы?
- Дискуссии на эту тему ведутся уже несколько лет. Сложность здесь заключается в том, что есть очень много самых разных блогов. Какие-то блогеры считают себя журналистами и создают журналистские материалы, другие перерабатывают чужой контент, третьи пишут о своих личных переживаниях, о прочитанных книжках и.т.п. Блогосфера очень разная. Сказать о том, что она придет к чему-то через, скажем, три года, очень сложно.
Несколько лет назад сложно было предположить, что будут популярны и востребованы видеоблоги. Сейчас это движение набирает силу. Наверняка могут появиться какие-то новые форматы, о которых мы еще не знаем.
Совершенно точно продолжит развитие то, что уже последний год набирает силу - это микроблоги, в которых удобно быстро обмениваться сообщениями: куда-то приехал, что-то увидел и сразу об этом написал. Самым важным успехом микроблогинга является быстрота распространения информации.
Традиционные блоги не позволяют распространять информацию с такой быстротой.
В России пик бурного роста микроблогинга начался в начале 2009 года. Наверное, один из самых известных российских микроблогеров - полномочный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. Его микроблог очень популярен, он очень активно описывает всю свою профессиональную деятельность. Там не какой-то сборник сухих пресс-релизов, а живое общение. Это очень интересно читать.
Я думаю, что две тенденции о которых можно говорить точно, что ждет блогосферу в ближайшее время — это развитие микроблогов и видиооблогов. Вероятно, будет еще что-то, что мы сейчас не сможем представить.
- На ваш взгляд, насколько увеличится влияние блогосферы на оффлайновую жизнь?
- С каждым годом объем блогосферы удваивается. Примерно полтора года назад российские блогеры стали осознавать себя, как влиятельная сила. Сегодня мы пришли к тому, что блогеры начинают формировать повестку дня. Новостные поводы все чаще попадают в традиционные медиа, блогеры сами раскручивают какие-то определенные темы, привлекают к ним внимание. Это продолжает развиваться.
Сегодня не нужно владеть телеканалом, или издавать пару-тройку газет, чтобы влиять. Через свои блоги, через блоги своих знакомых можно привлечь внимание к любой волнующей проблеме.
Если заглянуть в будущее, все будет тоже самое, только еще глубже, более серьезно. И я уверен, что в обозримом будущем, влиятельность блогов сравнится с традиционными СМИ, тогда блогерам не нужно будет привлекать внимание прессы к каким-то важным темам, они сами смогут общаться с большой аудиторией.
Уже сегодня аудитория самых популярных блогеров практически сравнима с аудиториями региональных СМИ.
- Вы сейчас подразумеваете скандал в Новосибирске, когда блогеры защитили ЗАГСы от претензий юристов, который отстаивали права Мендельсона на марш?
- Да, в прошлом году в Новосибирске был такой скандал. Местная организация, занимающаяся защитой авторских прав, подала в суд на управление по делам ЗАГС, обвинив в том, что они используют нелицензионную версию марша Мендельсона и не выплачивают вознаграждение исполнителям. Мы узнали об этом, написали в блогах. Мы решили, что нужно дать отпор таким абсурдным атакам. Авторские права это хорошо, но дело не должно доходить до абсурда. Была объявлена "акция в свободу Мендельсона", в рамках которой призвали всех музыкантов записать свои версии марша Мендельсона и разрешить всем ЗАГСам исполнять именно эти версии. Некоторые коллективы откликнулись. Эта тема сначала активно обсуждалась в блогах, затем попала на страницы традиционных СМИ. В результате юристы оставили ЗАГСы в покое.
Еще один пример, который произошел в Новосибирске. Это дело художника Артема Лоскутова, которая стала достоянием общественности благодаря блогам. Благодаря блогу самого Артема и его сторонников, эта история вызвала живой интерес во всем российском интернете и выплеснулась в реальную жизнь в виде акций, концертов и всего такого.
Сейчас популярных блогов в Новосибирске немного. Когда их станет 20 - 30, тогда новосибирская блогосфера станет более влиятельной. И тогда мы будем говорить не о двух-трех примерах влияния местной блогосферы на оффлайновую жизнь, а о десятках таким примерах.
- Есть ли необходимость в выработке "свода правил" для блогеров?
- Были попытки создать профсоюз блогеров, но пока эта инициатива не получает развития. Понятно, что со временем вся блогосфера должна самоорганизоваться. Иначе придет кто-то со стороны и организует нас — законодатель или кто-то еще. Если честно, я не знаю как это должно выглядеть. Мне кажется, что у каждого человека должен быть свой собственный кодекс правил. Что можно делать, а что — нельзя. О чем стоит писать, а о чем — нет.
Хотя все-таки, как человек очень либеральных убеждений, я считаю, что чем меньше ограничивать людей, тем лучше. Я не хочу, чтобы кто-то ограничивал блогеров, и создавал какие-либо дополнительные регуляторы. Хотя необходимые инструменты, позволяющие пресекать возбуждение ненависти, уничижение человеческого достоинства, сейчас и так есть.
- Как вы оцениваете перспективы создания и работы блогов губернаторов?
- То, что сейчас пытаются делать губернаторы это выглядит очень грустно. Потому что нельзя из-под палки загнать чиновников в блогосферу. Многие чиновники и губернаторы отдают ведение блогов пресс-секретарям. В итоге вместо живого общения получается еще один сборник для пресс-релизов. Читать это тяжело и немного стыдно.
В Сибири я знаю два примера, хотя их наверняка больше. Это видеоблог омского губернатора, в котором, если я не ошибаюсь, есть всего одна запись. Есть другой пример, не менее стыдный. Это так называемый блог новосибирского губернатора. Такое ощущение, что его завели без ведома самого губернатора. Как два месяца назад там было одно сообщение, так там оно и осталось. Больше он не обновляется. Почему такое происходит? Потому что губернаторы и чиновники относятся к блогам, как к некой обязаловки. Вроде что-то сделали, отчитались и забыли про блог.
Хотя я знаю примеры очень хороших блогов губернаторов. Это губернаторы Пермского края и Кировской области. У них блоги живые, там они описывают свою работу, пишут о каких-то важных для региона проблемах, через блог они общаются с жителями, отвечают на вопросы. Понятно, что они сами поняли важность этого общения и используют этот новый инструмент.