Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
После многодневного простоя из-за облака пепла исландского вулкана европейские авиакомпании стремятся как можно быстрее восстановить перевозки пассажиров. Сегодня, 19 апреля, министры транспорта стран-членов ЕС планируют провести экстренное совещание и выработать единый план действий в условиях авиаколлапса. Авиакомпании проверяют возможность полетов в неблагоприятных условиях: уже совершено 27 успешных тестовых перелетов между европейскими городами. Что могут сделать авиакомпании, чтобы все же восстановить авиасообщение?
В 200 млн долларов обходится день простоя авиакомпаниям, подсчитала Международная ассоциация воздушного транспорта. Сюда не входят расходы на изменение маршрутов полетов и выплаты пассажирам невылетевших рейсов. Именно поэтому европейские авиаперевозчики потребовали от авиационных властей незамедлительного пересмотра решения об отмене полетов. Они указывают на крайне негативное влияние запрета на индустрию. В связи с извержением вулкана было отменено 63 тысячи рейсов. По данным Международного совета аэропортов (ACI), парализованными оказались 313 аэропортов Европы. Прогнозы метеорологов из Исландии не оставляют надежды на скорое восстановление авиасообщения. Облако пепла сохранится над Европой в течение четырех или пяти дней, утверждают они.
Авиакомпании идут на взлет
Европейские перевозчики столь долго ждать милостей от природы, по всей видимости, не намерены. Ассоциация европейских авиакомпаний (AEA), объединяющая 36 крупнейших авиакомпаний Европы, заявила, что они, конечно, признают самым главным приоритетом безопасность пассажиров, но сомневаются в целесообразности принимаемых мер. Как заявила АЕА, авиаперевозчики должны быть готовы совершать полеты там, где безопасность пассажиров не будет поставлена под угрозу, и адекватно оценивать ситуацию. Аргументом в защиту требования отменить запрет на полеты, в ассоциации считают успешное проведение тестовых полетов. Три авиакомпании - Lufthansa, Air France и KLM совершили в общей сложности 27 успешных тестовых полетов. Их самолеты не получили никаких повреждений, несмотря на то, что облако пепла до сих пор висит над значительной частью Северной и Центральной Европы.
Смена «коридора» и «эшелона»
Поскольку тестовые полеты ничего страшного не продемонстрировали, авиасообщение будет понемногу восстанавливаться, полагает Борис Рыбак, глава консалтингового агентства Infomost. Возможно, придется изменить схему воздушного движения: сдвинуть «коридоры», проложить трассы южнее вулканического облака, поменять «эшелоны» авиадвижения, объяснил он РИА Новости. Привычная высота полета в 10-11 тысяч метров оптимальна по соотношению скорости полета и затрат топлива, но на время ее можно изменить. Правда, перелет на более низкой высоте сделает его более затратным, что в теории может привести к увеличению стоимости билетов.
Кроме того, вулканическое облако нужно лучше мониторить и изучать: его концентрация в разных частях Европы отличается, и какие-то области опасны, а какие-то нет. «Дело в том, что когда проектируют самолеты, никто таких явлений, как облака вулканического пепла, не учитывает, - говорит Борис Рыбак. - Потому никаких данных о степени опасности перелетов в сложившихся условиях ни у кого нет. Никто точно не знает, какая концентрация пепла представляет опасность, а какая нет». Сбор и анализ информации позволит избегать ситуации сплошного запрета на перелеты по всей Европе.
Выработкой единого плана действий в условиях авиаколлапса займутся сегодня министры транспорта европейских стран. Совещание пройдет в режиме видеоконференции, в ходе которой чиновники попытаются оценить ущерб от последствий извержения вулкана, а также вопросы помощи тысячам авиапассажирам, застрявшим в европейских аэропортах.
Туристы теряют деньги
Тысячи туристов застряли в аэропортах и не могут вылететь по запланированному маршруту. Им остается либо ждать летной погоды, либо искать другие способы перемещения - поездом или автобусом. Пока авиакомпании идут навстречу клиентам и готовы возвратить деньги за неиспользованные билеты или перебронировать их. При этом в наибольшем выигрыше (если это понятие вообще можно использовать в сложившихся условиях) находятся самостоятельные туристы. Они могут и вернуть деньги за перелет, и отказаться от брони гостиниц. Даже если отказ от поездки происходит в день вылета, штрафные санкции отелей, как правило, ограничиваются стоимостью одной ночи.
Потери туристов, воспользовавшихся услугами туроператоров и не улетевших в места отдыха, куда значительнее. Как сообщила на своем сайте Ассоциация туроператоров России (АТОР), извержение вулкана в Исландии - это, согласно 401 статье Гражданского кодекса, форс-мажор. «В случае наступления форс-мажора стороны не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств. Таким образом, ни авиакомпании, ни туристические компании не обязаны возмещать туристам стоимость билетов», - полагают в АТОР.
Туристы, которые готовы отказаться от предстоящего на днях перелета, могут претендовать на возврат суммы путевки за вычетом фактически понесенных расходов туроператора. Поскольку перелет и отели последний уже оплатил, то отказ от тура грозит потерей почти всех уплаченных денег.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции