В новом выпуске программы "Дым Отечества" ведущие Владимир Рыжков и Виталий Дымарский беседуют с политологом Сергеем Кургиняном о русском императоре Павле Первом.
В.ДЫМАРСКИЙ: Сергей Иванович, что для вас Павел Первый, какой из мифов вам ближе?
С.КУРГИНЯН: Во-первых, это убитый император.
В.РЫЖКОВ: Но не единственный.
С.КУРГИНЯН: Не единственный, но российская история не так богата дворцовыми переворотами такого ранга. Это первое. Во-вторых, это такой император-загадка. Даже это разночтение по поводу его, говорит о многом. Мы вообще не можем сформулировать единой версии Павла. И самое загадочное заключается в том, что ее нет. Все говорят, что история – объективная наука, но если смотреть со времен Карамзина и его оппонентов, Кряжева и других, дальше, через все эпохи русской истории – не обязательно советской, а именно досоветской, так там вообще есть корреляции между образом Павла и предреволюционной эпохой 1905 года – один Павел, после революции - другой Павел. То есть, все время история оказывается наукой, существенно идеологизированной, даже тогда, когда она занимается хрониками, документами, и всем, чем угодно еще. Есть крайности, есть просто наглые мифы и вранье – от них можно избавить историю.
А можно ли избавить историю от концепций, идеологем, можно ли собрать факты так, чтобы в промежутках не было концептуального вещества, а значит, идеологии и всего прочего? По поводу Павла не удалось. Есть знаменитый Дельман с его версией апологетической Павла, а есть люди, которые говорили, что он сумасшедший, а здесь мы слышали, - я много раз слышал, - что он чуть ли не гениальный математик, или человек крайне малых умственных способностей – так кто же это, почему так сильно этот Павел различается?
Полный текст и аудиоверсия передачи находятся на сайте радио "Эхо Москвы" >>