НЬЮ-ЙОРК, 17 апр - РИА Новости, Лариса Саенко. Самый дорогой из ныне здравствующих скульпторов, нередко именуемый "королем китча" Джефф Кунс создает новую серию под названием "Античность", обратившись от дерева, металла, фарфора, настоящих пылесосов и живых цветов к классическому мрамору.
"Сейчас я начал работать над серией "Античноcть". Это будут скульптуры из мрамора, олицетворяющие весну и фертильность", - рассказал Кунс в интервью РИА Новости.
Тема, в отличие от материала, для художника не нова, однако вновь актуальна: 55-летний Кунс признался, что в июле ожидает появления на свет дочери от второго брака с художницей Джастин Уиллер, с которой познакомился, когда она попала на работу в его мастерскую.
Кунс, чье творчество относят к поп-арту, сам себя считает авангардистом, стоящим в одном ряду с Сальвадором Дали, Пабло Пикассо и Энди Уорхолом, однако в настоящий момент много размышляет о классическом наследии.
"Я работал с очень разными материалами, а сейчас хочу вернуться к материалу, который представляется мне основой скульптуры в истории человечества", - признался Кунс.
Он напомнил, впрочем, что однажды уже изваял себя в мраморе - стилизованный бюст художника стал частью эротической серии "Сделано на небесах", посвященной его насыщенной супружеской жизни с порно-звездой и политиком Илоной Штиллер, более известной как Чиччолина.
Рука Москвы
Поворот к классике и мрамору был, по собственному признанию скульптора, во многом навеян визитом в Россию в 2009 году и посещением Эрмитажа.
"Я наслаждался Эрмитажем и его огромной коллекцией. Особенно меня поразила невероятная античная коллекция", - вспоминает Кунс.
В Москве художник побывал в Центре современной культуры "Гараж", созданном Дарьей Жуковой. Неизгладимое впечатление на него произвела ночная жизнь российской столицы.
"Прекрасная страна с развитой культурой. Я получал удовольствие от ночной жизни Москвы, ночных огней города - белых и цветных. Мне все это показалось XIX веком. Москва в моей памяти осталась в огнях и красно-розовом кирпиче", - поделился впечатлениями скульптор.
Любимец миллиардеров
Джефф Кунс входит в число самых богатых и продаваемых художников: его холсты и скульптуры охотно покупают как западные магнаты, так и постсоветские меценаты. Работа Кунса "Висящее сердце" была продана на торгах Sotheby's в Нью-Йорке за 24 миллиона долларов, а его "Надувной цветок" купили в Лондоне почти за 26 миллионов долларов.
"Единственная цель искусства - общение. Если ты преуспел в этом, люди автоматически посылают определенные формы благодарности. Если произвдения искусства чего-то стоят - это воздается. Раз мои работы представляют какую-то ценность, мы видим ответ именно такого рода", - объяснил свою популярность Кунс, имеющий за плечами опыт брокера на Уолл-стрит и немалые навыки раскрутки собственного имиджа.
Впрочем, он настаивает, что высокие цены не есть плод его собственных трудов. "Это не генерировано мною самим. Я не создаю вещи исключительно ради экономической выгоды", - уверяет художник.
Вещи из детства
Работы Джеффа Кунса - квинтэссенция американской массовой культуры. Многие из его гигантских скульптур напоминают надувные игрушки, скрученные из резиновых шаров.
"Аспект детства, конечно, присутствует, но есть здесь также нечто исконное - подобное приручению коня. Ты чувствуешь, что приобщаешься к чему-то очень древнему. Примитивный человек создавал нечто подобное моей резиновой собаке", - считает художник.
Некоторые критики полагают, что вдохновляющие его сюжеты банальны, и утверждают, что Кунс, в детстве разносивший по домам сладости в подарочных упаковках, перенес этотопыт в искусство, "оборачивая" свои гигантские игрушки в никелированную сталь.
"Вещи имеют свою историю - и это здорово. Вещи из моего детства, среди которых я рос, помогали мне ощущать самого себя", - объясняет Кунс.
Его работы уже приобрели многие прославленные музеи мира, в том числе - Метрополитен и MoMA в Нью-Йорке. Однако реакция искусствоведов остается по-прежнему неоднозначной: многие утверждают, что вещи Кунса отличаются примитивностью и безвкусием, а история его успеха есть возведение китча в культ.
"Я не полагаюсь на чужие суждения и не разделяю стремления все взвесить и разделить. Обычно считается, что китч ниже культурных ценностей. Я так не считаю. Я полагаю, что определенным вещам может быть присуща большая или меньшая значимость, однако не признаю систему взглядов, в которой каким-то вещам отказывается в ценности вовсе. Впрочем, я не считаю себя как-либо причастным к китчу", - реагирует на упреки Кунс.