Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы, специально для РИА Новости.
Последние события в Киргизии стали неожиданностью не только для мирового сообщества, но, видимо, и для лидеров оппозиции. Власть сейчас находится у временного правительства в следующем составе: председатель временного правительства (ВП) - Роза Отунбаева («бульдозер тюльпановой революции» - по определению бывшего президента Киргизии Аскара Акаева); Алмазбек Атамбаев, бывший премьер-министр курирует экономический блок; Азимбек Бекназаров, бывший генпрокурор, отвечает за деятельность судов и прокуратуры; лидеру партии «Ак Шумкар» Темиру Сариеву поручены финансы и кредит и, наконец, экс-министр обороны Исмаил Исхаков курирует силовой блок, пожалуй, самый важный на данный момент. Нынешний руководитель силового блока Киргизии неплохо известен как в Москве, так и в Ташкенте. Исхаков окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище, затем Академию Генштаба России. Был первым заместителем министра обороны - начальником Главного штаба ВС Киргизии. Именно от его действий в первую очередь и будет зависеть лояльность силовых структур Киргизии к новой власти.
Ее представители настроены весьма решительно: декретом временного правительства президент Курманбек Бакиев лишен неприкосновенности, приостановлена деятельность Конституционного суда, уволен председатель Верховного суда. Временное правительство заявило о планах захвата Бакиева силами спецподразделений. Однако не ясно, действительно ли есть задача силового решения ситуации с Бакиевым или это просто мера психологического давления. В ответ Курманбек Бакиев заявил, что «мы утопим Киргизию в крови, если они решат меня физически устранить. Если они прибегнут к силе, то те, кто меня окружает, этого не допустят, что приведет к кровопролитию».
Вопрос ресурсов наравне с судьбой беглого Бакиева сейчас основной для новой власти. Киргизии срочно нужна финансовая помощь для поддержания хотя бы относительной стабильности в обществе. Россия уже согласилась выделить Киргизии 150 млн долларов. Однако Бишкеку нужны для восстановления экономики суммы другого порядка, и Россия в одиночку вряд ли сможет помочь.
Помимо атаки на сторонников Бакиева, новая власть пытается сместить с должности мэра Бишкека Наримана Тюллева, весьма популярного в киргизской столице. Наблюдатели связывают эту атаку с попыткой временного правительства поставить под контроль финансовые потоки страны, которые сходятся в Бишкеке.
Сейчас Бакиев активно пытается создать параллельные органы власти на юге Киргизии. «Главные органы власти могут появиться либо в Джалал-Абаде, либо в Оше, − заявляет он. − Мне многие говорят: Курманбек Салиевич, езжайте в Ош. Это вторая столица, заходите туда, издавайте указы и работайте…» Фигура Бакиева может быть использована представителями южных кланов для консолидации населения, «ущемленного действиями северян», и начала торга с Временным правительством о разделе власти и финансовых потоков. Казахстанские аналитики, к примеру, предполагают, что Бакиев может в ситуации слабости новой власти попытаться организовать поход своих вооруженных сторонников на Бишкек, что может стать прологом ожесточенного гражданского противостояния.
Безусловно, встает вопрос, как реагировать Москве на происходящее в Киргизии? Ясно, что Россия должна действовать на всех возможных площадках. Через механизмы ОДКБ и ШОС есть возможность предложить программу национального диалога между Бакиевым (или другим полномочным представителем Юга) и временным правительством. Крайне важная роль в преодолении конфликта принадлежит Астане. Казахстан как член ОДКБ и ШОС может ввести по согласованию со сторонами гражданского конфликта и международными организациями полицейский контингент для охраны важнейших объектов и поддержания стабильности.
Астана сейчас - крупнейший инвестор в экономику Киргизии, там проживает много граждан Казахстана. Этот контингент мог бы действовать как под флагом ОДКБ, так и миротворцев ООН. Консультации между иностранными посредниками сейчас активно ведутся.
11 апреля в Бишкеке по взаимной договоренности состоялась встреча заместителя Генерального секретаря ОДКБ Валерия Семерикова со спецпосланником Генерального секретаря ООН по Киргизии Яношем Кубишем и спецпредставителем ОБСЕ вице-спикером Мажилиса Республики Казахстан Жаныбеком Карибжановым. По итогам встречи представители международных организаций договорились о координации дальнейшей работы в Киргизии. Скорее всего, ЕС ограничит свое участие в разрешении конфликта в Киргизии только финансовой помощью.
Временное правительство сразу после прихода к власти дало гарантии сохранения военной базы США на территории аэропорта «Манас». Глава временного правительства Кыргызстана Роза Отунбаева в телефонной беседе с Хиллари Клинтон заверила, что новая администрация будет соблюдать прежние соглашения в отношении транзитного центра в аэропорту «Манас». Посол США в Киргизии Татиана Гфэллэр на встрече с Отунбаевой заявила, что правительство Соединенных Штатов готово оказывать поддержку демократическому развитию страны, однако отказалась напрямую заявить о поддержке временного правительства. В то же время США начали активно искать альтернативные пути доставки военных грузов в Афганистане. Как заявил помощник американского президента по вопросам России, Евразии и Кавказа Майкл Макфолл, США детально рассмотрят предложение Казахстана о создании на его территории новой транзитной базы вместо центра транзитных перевозок, базирующегося в «Манасе».
Новая революция в Киргизии стала очень неприятным сюрпризом для Ташкента. Уже сейчас лидеры узбекских экстремистов призывают своих сторонников последовать примеру киргизской оппозиции и начать вооруженные выступления против режима Ислама Каримова. Кроме того, на юге Киргизии проживает большое количество этнических узбеков. По некоторым оценкам, их количество составляет около миллиона и отношения между узбеками и киргизами всегда были достаточно сложными. В 1990 году произошли масштабные этнические столкновения, известные как «ошские события», приведшие к гибели около 1200 человек. Тогда пришлось для локализации конфликта перебрасывать из России части ВДВ и Внутренних войск МВД СССР.
Сейчас определенные силы пытаются снова разжечь межнациональный конфликт. Распространяются слухи, что снайперы, обстрелявшие толпу митингующих у Дома правительства в Бишкеке, - узбекские и таджикские наемники. Лидеры узбекской общины, понимая всю сложность ситуации, стараются не поднимать вопрос о предоставлении даже культурной автономии. Однако уже идет формирование отрядов узбекской самообороны, поскольку этнические узбеки боятся агрессивных проявлений со стороны экстремистских киргизских организаций. Лидеры узбекской общины поддержали Временное правительство, что дает еще один повод для возможного противостояния.
В случае возникновения новой угрозы для узбекского меньшинства на юге Киргизии Ташкент не сможет остаться в стороне. Безусловно, ситуация в Киргизии и ее влияние на весь регион ЦА станет одной из основных тем переговоров между президентами России Дмитрия Медведева и Узбекистана Ислама Каримова 20 апреля.
Нельзя хотя бы кратко не сказать о реакции Пекина на последние события в Киргизии. Китай всегда крайне болезненно реагировал на любую дестабилизацию рядом с мусульманским Синьцзян-Уйгурским автономным районом. События в Киргизии могут подтолкнуть уйгурских сепаратистов к более активным действиям. Перспектива создания на территории СУАР «Восточного Туркестана» (эту идею поддерживают все исламистские организации ЦА) не может не волновать Китай. Официальный Пекин пока только в пространном заявлении выразили озабоченность событиями и призвали к восстановлению порядка законным путем. Однако ясно, что Китай сейчас приложит все усилия, чтобы не допустить перерастание ситуации в открытый конфликт. Здесь позиции Москвы и Пекина полностью совпадают, что дает возможность сделать ШОС одним из ключевых сторон в урегулировании крайне опасного для всей ЦА конфликта в Киргизии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции