БАНГКОК, 13 апр - РИА Новости, Евгений Беленький. Политическая конфронтация, которая в минувшую субботу привела к кровопролитным столкновениям между правительственными войсками и оппозиционными демонстрантами, прервана на новогодние каникулы, сообщает во вторник корреспондент РИА Новости.
Буддийские церемонии
В Бангкоке началось празднование Сонгкрана, Нового года по южнобуддийскому календарю, принятому в странах Юго-восточной Азии. Новый год, наступивший в ночь с 12 на 13 апреля, обычно празднуют в течение недели, часто даже двух, в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на Шри Ланке. Рано утром во вторник тайцы целыми семьями потянулись в ближайшие к дому буддийские храмы, чтобы провести церемонию омовения рук священных изваяний Будды. Сначала прихожане подают пищу и предметы первой необходимости монахам, зарабатывая себе тем самым хорошую карму. Монахи принимают дары, благословляют дарителей и воду для омовения, которой затем прихожане поливают руки многочисленным статуям и статуэткам Будды, находящимся в храме.
Многие в первую очередь подходят к "своему" Будде: есть традиция, по которой каждому дню недели соответствует одна из форм изваяния, в которой Будда изображен в определенной позе. Бывая в храме, таец обязательно навещает "свою" статуэтку, соответствующую дню недели, в который он родился. Кроме того, в первый день нового года тайцы часто вспоминают умерших родственников, проводя в храме и дома церемонию поминовения. В этом году в монастырях Бангкока поминают и тех, кто погиб в кровавых уличных столкновениях три дня назад.
Буддийские церемонии в Новый год, как и в обычные дни, проводятся с утра до 11.00, так как монахи не имеют права принимать пищу после полудня, и час от одиннадцати до двенадцати остается для их трапезы. Новый год не предполагает никаких послаблений строгой монашеской дисциплины.
Водяные автоматы вместо боевых винтовок
Что касается мирян, то для них Сонкран, помимо визита в храм, это и веселая "водяная война" на улицах городов, поселков и деревень. В Новый год принято поливать друг друга водой, смывая прошлогоднюю плохую карму. В прошлом это делалось степенно, с полным пониманием со стороны поливаемого, что ему оказывают услугу, и что он, в ответ, окажет такую же услугу другим.
Со временем обычай превратился в поливание всеми всех, причем часто неожиданное. "Удивить" друга, или совсем незнакомого человека, ведром воды, вылитым на голову, для Сонкрана - норма. Статуям Будды поливают только руки и ноги, друг другу дозволяется лить воду за шиворот и на голову. На перекрестках группы детей и подростков, в которых, правда, нередко видны и взрослые, поджидают мотоциклистов (легкая мишень) или зазевавшихся автомобилистов, забывших плотно закрыть в машине все окна.
Обычно никто не протестует, за исключением иностранцев, впервые оказавшихся в Таиланде на Новый год. Большинство иностранцев, живущих в Бангкоке и других городах страны, давно привыкли к уличным водяным играм. Кто-то из них обычно просиживает весь праздник (4 - 5 дней) дома, запасшись видеофильмами, нечитанными книгами и едой. Многие чувствуют себя в водной вакханалии, как рыбы, и месяцами выбирают, или сами делают и совершенствуют, водяное оружие.
Некоторые даже специально приезжают в Таиланд именно на Сонгкран. Атмосфера всеобщей водяной вседозволенности привлекает и и тайцев и иностранцев в места традиционно "ожесточенных" водяных боев. Это, например, Пешеходная улица (Walking Street) в курортном городе Паттайя (там водный праздник обычно проводится 18-19 апреля) или знаменитая улица Кхао Сан в Бангкоке.
Во вторник на перекрестке улицы Кхао Сан, недалеко от Монумента Демократии, где в субботу лилась кровь, льются потоки воды. Десятки мокрых людей снуют вокруг, поливая друг друга из огромных водяных "автоматов" - игрушечных пневматических подобий оружия с приделанными к ним большими длинными баллонами с водой. Тайцы одеты поскромнее: в футболки и шорты. Из приезжих многие одеждой пренебрегли: мужчины часто оголены по пояс, женщины, в основном, в майках, но некоторые - в купальниках. Обилие воды превращает и голых и одетых в совершенно одинаковые мокрые до нитки существа с прилипшими к телу тряпками разных цветов и размеров. Все веселятся совершенно бесшабашно, в воздухе носится бацилла хронического новогоднего флирта. Но этой картине не хватает обычной для Кхао Сана массовости "водяного побоища". Людей много - но все же очень заметно, что их меньше, чем обычно. По словам владельцев многочисленных кафе и гестхаусов, только треть обычного количества гостей веселится сейчас на одной из самых известных улиц мира. Многие в субботу и воскресенье перебрались праздновать в другие города и провинции Таиланда, подальше от заряженной напряженностью столицы.
Небольшой участок улицы Кхао Сан - единственная часть района, где в субботу произошло настоящее сражение с сотнями раненых и двумя десятками убитых, которую оппозиция разрешила отмыть и почистить. Ближе к Монументу Демократии, который уже на территории, занятой оппозицией, несколько луж крови так и остались на асфальте, укрытые промокшими и уже высохшими вместе с кровью национальными флагами. На местах, где была пролита кровь, лежат цветы или венки. Здесь тоже празднуют Сонгкран, обливаются водой и поют. И произносят речи: митинг у трибуны на мосту Пхан Фа в "городке краснорубашечников" продолжается. Здесь - как будто бы отдельная, другая страна, где тоже Новый год и все ходят мокрые, но при этом цвет кругом только один - красный. Здесь идет своя жизнь, и если в других районах города праздник слегка омрачен печалью от субботних потерь и неудобствами, внесенными в жизнь горожан долгой политической конфронтацией, то здесь смеются сквозь слезы и празднуют, постоянно оглядываясь на тот участок улицы, на котором произошла субботняя трагедия.
Площадь, на которой гуляет народ
Бангкок почти опустел, как это всегда бывает в Сонгкран. Большинство горожан с корнями в других провинциях едут на время праздника в родные места. Междугородные трассы превращаются на одну ночь и один день в пробки длиной в сотни километров. В этом году Сонгкран "длинный": правительство продлило "каникулы" до 19 апреля. В воскресенье и понедельник все телеканалы рекламировали бесплатные автобусные маршруты и поезда, которые правительство в большом количестве предоставило населению в явной надежде "убрать подальше" как можно больше "краснорубашечников". Число оппозиционеров в городе, конечно, убавилось - пропорционально тому, как убавилось и число горожан.
Мокрые до нитки "водяные банды" детей на перекрестках на второй день праздника накидываются на каждого проезжающего, как стая голодных волков. Им уже приходится ждать каждого мотоцикла или машины по несколько минут.
На площади Ратчапрасонг в деловой и туристической части Бангкока открылись некоторые дорогие магазины. Но посетителей в них не очень много: площадь все еще занята "краснорубашечниками", которые никуда не собираются с нее уходить, а сами редко заходят в салоны Луи Виттон и Версаче. Здесь тоже людей меньше, чем в предыдущие дни. Но здесь веселее, чем где-либо в городе. На площади Ратчапрасонг не было серьезных столкновений: в субботу силовики быстро оставили попытки кого-либо здесь разогнать и сосредоточились на предотвращении выхода оппозиционных демонстрантов с площади на помощь их сражающимся товарищам у Монумента Демократии. Как и было обещано лидерами неделю назад, готовится новогодний конкурс красоты. Кругом разлита вода, и ее льется все больше - наверно это хорошо, потому что смывается грязь и неприятный запах, неизбежные при многодневном проживании на площади десятков тысяч людей при температуре 37 - 38 градусов. На въездах на площадь установлены самодельные душевые, обернутые от досужего взгляда непрозрачной пластиковой пленкой.
Тайцы - один из самых чистоплотных народов на земле. Как только позволяют условия, они обязательно строят себе душ. Одна из длинных душевых, разделенных на отсеки, стоит прямо у въезда на виадук гостиницы "Грэнд Хайят Эраван", там, где обычно посетителя на автомобиле встречает "валет" - слуга, который паркует автомобиль на стоянке отеля, а потом подает его гостю, когда тот уезжает. И здесь носятся мокрые люди в прилипших к телам красных тряпках. И здесь, на трибуне в двух десятках метров от душевой, продолжаются речи. Но здесь, вдали от места, где погибли люди, больше чувствуется общий настрой "краснорубашечников": на площади, на которой обычно в международный Новый год и Сонгкран проводятся народные гуляния, они празднуют свою первую победу.