Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Многоцелевой самолет Alpha Jet: история создания и характеристики

© РИА Новости / Антон ДенисовСамолет пилотажной группу «Патруль де Франс»
Самолет пилотажной группу «Патруль де Франс»
Читать ria.ru в
Многоцелевой самолет "Альфа Джет" - учебно-тренировочный и боевой самолет второго поколения, созданный в 1970-х объединенными усилиями авиапредприятий нескольких государств: "Дассо-Бреге" - головной разработчик (Франция) и "Дорнье" (ФРГ) при участии бельгийских фирм "SABCA" и "Фэйри".

13 апреля 2010 года в департаменте Воклюз на юге Франции разбился самолет "Альфа Джет", вдохивший в знаименитую пилотажную группу "Патруль де Франс". Летчик успел катапультироваться.

Многоцелевой самолет "Альфа Джет" (Alpha Jet) - учебно-тренировочный и боевой самолет второго поколения. Отличается исключительной компактностью и рациональностью конструкции. Самолет создавался в 1970-е годы объединенными усилиями авиапредприятий нескольких государств: "Дассо-Бреге" - головной разработчик (Франция) и "Дорнье" (ФРГ) при участии бельгийских фирм "SABCA" и "Фэйри".

Alpha Jet в Люфтваффе занял нишу легкого штурмовика, заменив истребитель-бомбардировщик "Фиат" G-91, а в ВВС Франции пришел на смену устаревшим УТС CM-170 и "Локхид" T-33.

Первый вылет опытного самолета в варианте учебно-тренировочного состоялся в октябре 1973-го, а ударный Alpha Jet впервые поднялся в воздух в январе 1974-го. Серийный выпуск для ВВС Франции начался в 1977-м, а для ФРГ - в 1978-м.

Авиационные специалисты Пентагона, ознакомившись с ТТХ нового штурмовика и делая прикидку для использования его в масштабах НАТО, благосклонно отнеслись к новичку и даже рассматривали возможность приобретения лицензии на постройку Alpha Jet. Предварительно предполагалось, что его производство будет осуществлять фирма "Локхид". В дальнейшем планы эти были пересмотрены, и Alpha Jet в США не выпускался.

Всего в мире было построено 504 самолета этого типа всех модификаций. Они до сих пор состоят на вооружении ВВС Франции, Германии, Греции, Бельгии, Марокко и Египта.

Легкие штурмовики Alpha Jet приспособлены для поражения движущихся и стационарных целей, главным образом, на поле боя и в тактической глубине обороны. Они позволяют решать такие задачи, как непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, изоляция поля боя, лишение возможности противника подвозить резервы и боеприпасы, а также воздушная разведка с нанесением ударов по обнаруженным в прифронтовом тылу целям. Возможен также перехват вертолетов противника в воздухе. Кроме этого Alpha Jet привлекаются для нанесения ударов по аэродромам, стартовым позициям тактических ракет, радиолокационным постам, командным пунктам, складам боеприпасов и горючего и другим важным военным целям, расположенным в оперативной глубине.

Считается, что Alpha Jet, оснащенные УР класса "воздух-земля", 30-мм скорострельными пушками, бомбовыми кассетами, снаряженными кумулятивными бомбами малого калибра, противотанковыми минами и зажигательными бомбами, являются эффективным средством борьбы с танками.

Alpha Jet - сравнительно небольшой по размерам двухместный цельнометаллический штурмовик с двумя ТРД со статической тягой каждого в 1350 кгс.

Alpha Jet имеет простую и надежную гидравлическую систему управления полетом, благодаря чему обеспечивается его отличное пилотирование во всех диапазонах высот и скоростей, включая и предельно малые. Конструкция отвечает всем требованиям прочности и оптимальному размещению нагрузок.

У Alpha Jet есть и одно специфическое преимущество: штурмовик способен летать на значительно более низких скоростях, на которых полет самолетов F-5E, "Мираж-3Е", A-104C, F-15, F-18 и других, просто невозможен. Это преимущество может быть использовано экипажем штурмовика для уклонения от атак сверхзвуковых истребителей.

По характеристикам виража, радиусу и угловой скорости разворота в горизонтальной плоскости Alpha Jet заметно превосходит другие боевые самолеты тактической авиации стран НАТО, в том числе и штурмовик А-10, специально созданный для непосредственной авиационной поддержки войск. Причем, с уменьшением скорости полета эти преимущества возрастают.

Как и все дозвуковые реактивные самолеты с относительно небольшой тяговооруженностью Alpha Jet уступает сверхзвуковым боевым машинам по скороподъемности - чтобы набрать высоту 9150 м с момента отрыва легкому штурмовику потребуется 7 минут. Учитывая рассмотренные летные характеристики самолета, основным оружием для защиты его от атак истребителей является малый радиус разворота в горизонтальной плоскости, очень широкий маневр по скорости и использование предельно малых высот полета.

Основными модификациями самолета стали учебно-тренировочный Alpha Jet E (Ecole) для ВВС Франции и легкий штурмовик Alpha Jet A (Appui) для ВВС Германии. Последними модификациями самолета стали Alpha Jet 2, первоначально известный под обозначениями MS-1 и MS-2, а позднее NGEA, оснащенный новым авиационным электронным оборудованием, дисплеем над головой пилота, инерционной системой навигации и лазерным дальномером для обеспечения прицельности нанесения удара). И, наконец, самолет Alpha Jet 3 ATS, первоначально имевший название Lancier.

Самолет Alpha Jet 2 имеет полностью интегрированную инерциальную навигационную систему SAGEM Uliss 81 INS, радарный альтиметр TRT (метод измерения временных интервалов между приемами сигналов при сканировании в прямом и обратном направлениях, пропорциональных положению самолета в соответствующей плоскости), гиромагнитный компас SFIM, аппаратуру засекречивания связи CSF фирмы Thomson, пилотажно-проекционный или коллиматорный индикатор HUD и лазерный дальномер TMV 630, установленный на носовой части фюзеляжа. Самолет был оснащен более мощными двигателями Larzac 04-C20, развивающими тягу 1440 кгс. Первый полет Alpha Jet 2 совершил в апреле 1982 года, а в июне 1983 года была осуществлена первая поставка в Египет (который заказал 45 самолетов) и в Камерун (7 машин).

Самолет Alpha Jet 3 ATS, оснащенный двигателем Larzak 04-С20, был создан на базе Alpha Jet 2 и является эффективным летающим тренажером, оснащенным усовершенствованной системой VEM 130 HUD (пилотажно-проекционный или коллиматорный индикатор), новыми типами датчиков, радаром типа Agave/Anemone для ночного пилотирования и перехвата, обтекаемым подвесным контейнером с бортовой инфракрасной системой FLIR для обнаружения целей в передней полусфере, обтекаемым подвесным контейнером с лазерным определителем, подвесным вооружением с лазерным наведением и системой электронных средств ведения войны.

Конструкция самолета

Выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и двумя двигателями в гондолах по бокам центральной части фюзеляжа. Фюзеляж с боковыми воздухозаборниками выполнен в соответствии с правилом площадей.

Кабина экипажа - двухместная, с тандемным расположением экипажа. Заднее сиденье расположено с некоторым превышением над передним, что обеспечивает второму члену экипажа обзор, позволяющий самостоятельно осуществлять посадку. Имеется два отдельных фонаря, открывающихся назад. Самолеты ВВС Франции оснащены катапультными креслами Мартин-Бейкер Мк.4 (возможно покидание самолета на скорости не менее 166 км/ч), германские самолеты - креслами Стенсел SIIIS (обеспечивают катапультирование на стоянке).

Летно-технические характеристики Alpha Jet

Модификация - Alpha Jet
Размах крыла, м - 9.11
Длина самолета, м - 13.23
Высота самолета, м - 4.19
Площадь крыла, м2 -17.50
Масса, кг      
  пустого снаряженного самолета - 3515
  нормальная взлетная - 5000
  максимальная взлетная - 7500
Тип двигателя - 2 ТРДД SNECMA/Turbomeca Larzac
Тяга, нефорсированная кгс (кН) - 2 х 1350 (14.12)
Максимальная скорость, км/ч      
  на высоте 11000 м - 910
  на уровне моря - 1038
Практическая дальность, км - 3000
Боевой радиус действия, км      
  на малых высотах - 430-550
  на больших высотах - 1200-1370
Максимальная скороподъемность, м/мин - 2700
Практический потолок - 14650
Макс. эксплуатационная перегрузка - 12
Экипаж, чел - 2
Вооружение:
 одна 27-мм пушка Mauser BK27 с 150 патронами
 Боевая нагрузка - 2500 кг на 5 узлах подвески
 Более 75 видов оружия,
 Типовое воружение:
 УР: 2 УР возду-воздух Matra R550 Magic,
 2 УР воздух-земля AGM-65 Maveric
 Бомбы: 6 типа Durandal, 6 кассетных BLG66 Belouga,
 4 кассетных BL755,  4х 400-кг с лазерным наведением Matra BLG400, 4х 400-кг кассетных Thomson-Brandt,
 4х 400-кг обычные , 6х 250-кг,
 4 гранатомета Alkan 530,
 НУР: 4 ПУ LAU-61/A или LAU-3/A 19х70-мм,
 4 ракетных контейнера Matra F1 36x68-мм
 4 ПУ Matra 155 18x68-мм
 Контейнеры Dassault CC421 с 30-мм пушкой DEFA

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Зеленский ввел санкции против дизайнера Артемия ЛебедеваВ ЛНР отреагировали на призывы Блинкена выполнять Минские соглашенияЗеленский ввел санкции против российских компанийЕврокомиссар раскритиковала ЛитвуБлинкен проинформировал Кулебу об итогах встречи с ЛавровымПорошенко призвал Зеленского объединитьсяВ Конгресс США внесли проект санкций против руководства РоссииБелый дом пообещал письменно ответить на предложения России по безопасностиСемья, где устроили оргию на глазах детей, на учете не состоялаСанду считает, что Россия мешала Молдавии обрести независимость от СССРСША следуют повестке, сформулированной Россией, заявил РябковСлуцкий призвал США направить силы на урегулирование ситуации на УкраинеСупруга экс-судьи Чечни рассказала, как с ней обращались правоохранителиУченый рассказал, чего ждать от новой разновидности "омикрона"Президент Молдавии не увидела причин для опасения российских военныхДоставленная в Грозный Мусаева напала на полицейского, сообщил КадыровВ Госдуме объяснили блокировку постов Sputnik Arabic в FacebookЭстония поставит Украине противотанковые ракеты JavelinНАТО проведет крупные учения в СредиземноморьеПрезидент Молдавии заявила о проблеме с выводов российских военных