Один из Великих Богородичных праздников христианской церкви, приходящийся на 7 апреля (25 марта по старому стилю), посвящен воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова.
Пресвятая Богородица еще младенцем была принесена в храм и обещана родителями - праведными Иоакимом и Анной - на служение Господу, в благодарность за чудесное рождение девочки у престарелых родителей. Церковное предание повествует о том, что до 15 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме. Ангелы Божии утешали и наставляли Ее.
Именно поэтому, когда Ангел явился Ей в этот раз, Мария не испугалась появления небесного посланника, а лишь смутилась, потому что понимала - ни к кому из людей еще не были обращены такие слова: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30-33).
Исполнилось древние пророчества, в которых говорится о человеческом рождении от Девы Спасителя мира: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44, 11-12).
Предание говорит, что Мария давала обет девства, и ее муж - Иосиф был хранителем девства. Верность слову, данному Богу, обет, о нарушении которого Мария не могла и помыслить, вызывают в Ней изумление, и вопрос Марии - Как будет это, когда я мужа не знаю? – раскрывают подлинную премудрость Пресвятой Девы. И тогда Ангел подтверждает свое небесное посланничество и разрешает Ее сомнение: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Таким образом, архангел Гавриил открывает тайну зачатия Спасителя, что зачатие это будет не по естеству человеческому, но сверхъестественным порядком, что обет девства не будет нарушен, и Мария всегда будет именоваться Приснодевой.
И чтобы окончательно развеять все сомнения, относительно возможности подобного чудесного зачатия, архангел Гавриил подчеркивает всемогущество Божие, напоминая Марии о неплодной родственнице – Елизавете, которая зачала будучи в преклонных летах. Со всей покорностью и согласием Дева Мария выразила свое согласие. Святой Афанасий Великий так комментировал эти слова: «Всесвятая Дева, сказав: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему», - выразила тем следующее: я - скрижаль, на которой Писец пишет все, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хочет».
Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой».
Предание гласит, что Бог отправил архангела Гавриила с благой вестью в тот же день 7 апреля (25 марта по старому стилю), в какой произошло Сотворение мира. Св. Афанасий называет этот праздник первым в ряду христианских праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы стал одним из самых почитаемых. Например, в старину на Руси с него начинали год. Считалось, что в этот день, как и на Пасху, солнце «играет», и грешников в аду не мучают. По своему величию праздник Благовещения не отменяется, даже если он приходится на Пасху.
В дореволюционной России существовал трогательный обычай - в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников