МОСКВА, 6 апр - РИА Новости. Использование ресурсов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) позволит сократить в 1,6 раза время доведения до населения экстренной информации и уменьшить в 3,4 раза затраты из федерального бюджета на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и терактов, сообщил в интервью РИА Новости во вторник директор департамента гражданской защиты МЧС России генерал-лейтенант Сергей Шапошников.
Он отметил, что система ОКСИОН создается в интересах МЧС, МВД и ФСБ России и предназначена для информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении кризисных ситуаций, в том числе террористических актов.
По словам Шапошникова, в ходе ликвидации последствий терактов на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" 29 марта в Москве для экстренного информирования о взрывах в метрополитене было задействовано 50 терминальных комплексов ОКСИОН и два мобильных комплекса на базе автомобилей "Газель", которые показали высокую эффективность.
На мониторах, плазменных экранах и "бегущих строках", которые установлены стационарно в местах массового пребывания людей в столице, отражалась информация о пострадавших при взрывах в метро, сведения о лечебных учреждениях, в которых находятся раненые, их контактные телефоны, а также телефоны горячих линий.
В прошлую среду президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", построение которой планируется завершить к 1 января 2014 года.
"Технические средства ОКСИОН будут задействованы в комплексной системе обеспечения безопасности на транспорте. Неоспоримый плюс применения ОКСИОН состоит в том, что при необходимости она позволяет достаточно оперативно информировать людей об опасности и их последующих действиях при возникновении кризисных ситуаций", - отметил Шапошников.
В настоящее время в крупных городах России уже функционирует первая очередь ОКСИОН, которая обеспечивает гарантированное информирование и оповещение более 30 миллионов человек. Ввод в эксплуатацию второй очереди позволит оповещать об опасности свыше 60 миллионов человек, сообщил собеседник агентства.
Широкоформатные экраны и устройства типа "бегущей строки" уже установлены в крупных торговых центрах, аэропортах, на центральных площадях, железнодорожных и автобусных вокзалах, а также на станциях метрополитена.
По словам Шапошникова, система ОКСИОН может функционировать в четырех режимах: повседневной готовности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий.
Структурно ОКСИОН состоит из 30 информационных центров федерального, межрегионального, регионального, муниципального (городского) уровней и свыше 500 терминальных комплексов с пунктами информирования на улицах и в зданиях с массовым пребыванием людей, сказал собеседник агентства.
Федеральный центр находится в Москве, сегодня он имеет шесть межрегиональных филиалов: в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске и Хабаровске.
Терминальные комплексы, кроме того, установлены в 14 цунамиопасных населенных пунктах восточного побережья Камчатского края: Петропавловске-Камчатком, Усть-Камчатске, Никольском, Оссоре, Тымлате, Караге, Костроме, Ивашке, Ильпырском, Тиличиках, Корфе, Пахачах, Вывенке и Апуке. Общее управление ими осуществляется из пункта управления города Петропавловск-Камчатский.
В состав второй очереди ОКСИОН до конца 2010 года войдут почти 3,2 тысячи плазменных панелей, 92 терминальных комплекса, 34 информационных центра, а также 1,2 тысячи устройств типа "бегущая строка", сообщил директор департамента.
По его словам, с 2006 по 2010 годы общий объем финансирования создания системы ОКСИОН за счет средств федерального бюджета превысит 1,825 миллиарда рублей.
Собеседник агентства напомнил, что в соответствии с изменениями, которые были внесены в федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны оказывать содействие в предоставлении участков для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а организации - предоставлять участки для их установки.