Главный христианский праздник Пасха посвящен Воскресению Христа. В христианском понимании Пасха символизирует собой избавление от зла и начало новой жизни. В 2010 году католики отмечают Пасху 4 апреля.
Как и у православных, у католиков Пасхе предшествует 40-дневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица, начинающаяся Вербным воскресеньем.
В европейских языках слово "Пасха" - один из вариантов латинского Pascha, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому pesach (переход, исход из Египта). Немцы называют Пасху Ostern, равно как и англичане - Easter, то есть по имени древнегерманской богини весны Eostro (Ostara). Таким образом, христиане приурочили свой главный праздник еще и к торжествам по случаю возрождения жизни после зимы.
Помимо различий в именовании праздника немало разногласий было по поводу времени его проведения. Следуя практике празднования еврейской Пасхи, первые христиане считали, что Пасха приходится на 14-й день фазы Луны после весеннего равноденствия. На Никейском Соборе в 325 г. было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Вопрос все же не был решен окончательно, поскольку существовало несколько астрономических циклов, по которым рассчитывались солнечные и лунные месяцы. Тогда между Греческой и Латинской Церквами (а также и внутри Латинской Церкви) возникли разногласия. В 387 г. Пасха праздновалась: в Галлии - 21 марта, в Италии - 18 апреля, в Египте - 25 апреля. У православных и католиков Пасха и вовсе не совпадала.
Очередной "календарный раскол" произошел в XVI веке. Поскольку год по церковному юлианскому календарю отставал от астрономического, к концу XVI века накопилось уже 10 "неучтенных" дней. Таким образом, назрела потребность в календарной реформе.
Тогда папа Григорий XII согласно указаниям и при участии немецкого математика Кристофа Клавиуса ввел новый, григорианский календарь, или новый стиль. В феврале 1582 г. согласно папской булле "Inter gravissimas" (Посреди важнейших дел...) было велено после 4 октября 1582 г. следующий день считать не 5-м, а 15-м числом месяца.
На григорианский календарь в том же 1582 г. перешла Италия, Испания, Португалия и Польша. Протестантские и православные Церкви решили не руководствоваться календарными "предложениями" папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий.
Таким образом, в настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря и Пасха у них празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.
Разница в праздновании католической и православной Пасхи может составлять от одной до пяти недель, но также может и совпадать. Такое совпадение было в 2007 г. 8 апреля и будет в 2010 г. 4 апреля и 24 апреля в 2011 г. Бывает, что Пасха и Благовещенье совпадают по датам празднования, такая Пасха получила название Кириопасха, что в переводе - Господня Пасха.
Праздничное богослужение на Западе было передвинуто сначала на вечер Страстной субботы, а позднее (в XIV в.) - на утро Пасхи. Рано утром в субботу в костелах благословляют огонь и воду. После зажжения нового огня с помощью кресала (возможно, отголосок северных языческих обрядов) следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet (Да возрадуется), а затем - чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. Огонь разносят по домам и зажигают пасхальные свечи. Воск пасхальной свечи считается чудодейственным, защищающим от злых сил. Сверхъестественные свойства приписывают и пасхальной святой воде, ее добавляют в пищу, окропляют ею дома, умывают лицо.
Символ пасхального праздника - крашеные яйца. Обычай красить яйца распространен повсюду. Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей. Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего, яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты - важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мясные блюда (свинину, ягнятину), а также сдобный хлеб.
В Италии на Пасху пекут "голубку", в Восточной Польше в пасхальное утро едят окрошку, которую поливают водой с уксусом, как символ пятничных Крестных страданий Христа, в Эквадоре - фансеку - суп из 12 видов злаков (они символизируют 12 апостолов), трески, арахиса и молока. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой надрезают сверху крестом. В Португалии в воскресный день священник весь день ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна. А в Польше существует обычай oblewany ponedzialek – в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. По всей Европе хозяйки укладывают в плетеные корзиночки на молодую травку разноцветные яйца, игрушечных цыплят, шоколадных зайчиков. Эти корзинки в течение всей Пасхальной недели стоят на столике у дверей.
Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу и т.д. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки.
Обычай дарить на Пасху крашеные яйца ведет свое начало со времен императора Тибелия. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами "Христос Воскресе", гласит легенда. Неверующий император воскликнул: "Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным". После его слов яйцо покраснело. Есть и другое предание: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.
Но на Западе все больше отдают предпочтение не настоящим, а шоколадным яйцам или сувенирам в виде пасхальных яиц. Поздравляя с Пасхой, католики обычно дарят друг другу пасхальные корзины, наполненные яйцами, конфетами и прочими сладостями, которые накануне освящают в церкви.
Во многих европейских странах (а особенно в Германии) популярным пасхальным персонажем стал кролик, который приносит пасхальные яйца. Объяснение этому уходит глубоко в язычество. По легенде языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца. Другое объяснение этому феномену более приземленное - когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.
Поэтому католики дарят друг другу крольчиху, которая приходит только к добрым и хорошим людям, не обижавшим детей и зверей. В Бельгии малышей отправляют на поиски в сад, где они находят яйца под пасхальной курицей из шоколада. Во Франции существует еще и поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада.
В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения, продолжаются уличные представления на религиозные темы.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников