МОСКВА, 2 апр - РИА Новости. Многие люди не знают, как себя вести в случае теракта, это стало очевидным после взрывов в московском метро: некоторые пассажиры вместо того, чтобы помочь раненым или просто покинуть место происшествия, снимали на камеры мобильных телефонов эвакуацию пострадавших, мешая милиционерам и сотрудникам метро.
Об этом рассказали пятеро сотрудников милиции Центра охраны объектов высших органов государственной власти (ЦООВОГВ), оказавшиеся на станции метро "Парк культуры" во время взрыва: капитан милиции Алексей Бушлаков, старший лейтенант милиции Алик Короев, старший сержант милиции Сергей Учайкин, старший сержант милиции Владимир Леонович, сержант милиции Ольга Копейкина.
По мнению милиционеров, предстоит также решить проблемы со связью и эвакуацией раненых в случае подобных инцидентов - сразу после терактов связь была нестабильной не только в метро, но и на поверхности, также проблемы спасателям создавали турникеты - тяжелораненых приходилось переносить через турникеты, высоко поднимая носилки.
Зеваки
По словам Копейкиной, на месте трагедии было много зевак, которые снимали, как милиционеры вытаскивают раненых из вагона, как перетягивают раны брючными ремнями за неимением перевязочных материалов, как бегут к выходу раненые люди. Своими действиями они сильно затрудняли эвакуацию пострадавших. При этом не только не захотели помочь, но и рисковали своими жизнями.
Милиционерам пришлось заботиться не только о раненых, но и тратить время на просьбы покинуть опасное место и разъяснения норм морали.
"Мы боялись, что может прогреметь второй взрыв, и они погибнут, поэтому всем объясняли: "Пожалуйста, уйдите, некрасиво это снимать", - рассказала Копейкина.
Фотографии пятерых сотрудников милиции в форме и при оружии почти сутки провисели в Интернете, несмотря на это некоторые СМИ утверждали, что в первые минуты после взрыва на месте трагедии не оказалось ни одного сотрудника милиции.
Турникеты и связь
Также эвакуацию раненых сильно затрудняли турникеты: одни работали только на вход, другие - только на выход, поэтому спасателям приходилось перепрыгивать через них. Но основные сложности были с транспортировкой раненых - носилки приходилось перетаскивать через турникеты, высоко поднимая. Это значительно замедляло эвакуацию и причиняло раненым дополнительные страдания.
Сказалась на работе милиционеров и спасателей нестабильная связь. По словам старшего лейтенанта милиции Алика Короева, не работала и колонна экстренной связи на станции.
Заместитель начальника Главного управления МЧС России по Москве Юрий Беседин в программе Светланы Сорокиной "Гражданская оборона", которая вышла в четверг на сайте РИА Новости, также говорил о том, что из-за плохой связи спасателям было тяжело работать. По его словам, огромный комплекс задач решается на поверхности, и почти 2 тысячам спасателей, находящимся под землей, нужна была постоянная связь с оперативным штабом, медиками и другими службами.
По словам Беседина, помогло в этой ситуации только то, что все службы отрабатывают действия при терактах на учениях, поэтому все знали, что и как делать.
Теракт
Милиционеры также отрабатывают на учениях действия при чрезвычайных ситуациях и терактах. Поэтому не нарушая картину на месте трагедии до приезда следствия, милиционеры пытались не допустить паники, эвакуировали людей и помогали людям выбираться из вагона.
Тем не менее в первые секунды растерялись даже сотрудники милиции. Они поднимались по переходу в тот момент, когда прогремел взрыв.
"Сначала мы не поняли, что произошло, думали - неполадки в метро. Возгласы людей, крики о помощи и замешательство подсказали нам, что произошел взрыв. Учайкин крикнул: "Теракт!" и мы побежали на станцию", - рассказал Бушлаков.
Звонок по мобильному из метро мог спровоцировать второй взрыв, и Бушлаков сразу же отправил Копейкину на улицу сообщить о теракте и вызвать помощь. После этого она снова вернулась на станцию.
Копейкину поразило количество детей и подростков. Студенты, ехавшие группами, искали и вытаскивали на верх своих одногруппников.
"Я видела, как бежали окровавленная женщина с ребенком и иностранец с оторванными пальцами. Мне было страшно. В первую секунду была растерянность, но мы сразу же побежали вниз на станцию", - рассказала Копейкина.
На следующий день пятеро милиционеров, отработав сутки, ехали с работы тем же маршрутом. Стражи порядка рассказали, что по телам у них бегали мурашки, когда они вновь оказались на месте трагедии. На вопрос, не было ли им страшно, все ответили, что "ни о чем не думали, помогали людям, это долг", но признались, что на следующий день их "бил мандраж".
Безопасность
По мнению Учайкина, после окончания войны на Северном Кавказе люди потеряли бдительность.
Последний теракт в Москве произошел шесть лет назад, люди отвыкли бояться заходить в метро. Сегодня снова нужно быть бдительными, считает Учайкин, а если что-то случилось - не создавать панику и стараться помочь друг другу.
Высокопоставленный представитель Национального антитеррористического комитета НАК в четверг сообщил РИА Новости, что ведомство проработало и подготовило систему предупреждения уровня террористических угроз, которая будет принята в ближайшее время. В настоящее время завершается процедура ее согласования с заинтересованными ведомствами РФ.
По его словам, в ближайшее время после всех согласований система будет введена в действие, что позволит государству и обществу более эффективно реагировать на изменение террористической угрозы. Как ожидается, система будет включать пять степеней.
Подобная система была введена в США после терактов 11 сентября 2001 года. Она предусматривает пять уровней, различающихся по цветам - от зеленого (повседневного) до красного (самого критического). В соответствии с объявленным уровнем угрозы спецслужбы принимают те или иные меры для обеспечения безопасности.