Рейтинг@Mail.ru
Безопасность на транспорте: вопросов больше, чем ответов - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Безопасность на транспорте: вопросов больше, чем ответов

© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкЧерез два дня после терактов в московском метро 29 марта 2010 года, унесших жизни 39 человек, был обнародован указ президента, предписывающий создать в стране комплексную систему обеспечения безопасности пассажиров
Через два дня после терактов в московском метро 29 марта 2010 года, унесших жизни 39 человек, был обнародован указ президента, предписывающий создать в стране комплексную систему обеспечения безопасности пассажиров
Читать ria.ru в
Через два дня после терактов в московском метро 29 марта 2010 года, унесших жизни 39 человек, был обнародован указ президента, предписывающий создать в стране комплексную систему обеспечения безопасности пассажиров. Правительство провело специальное совещание, посвященное вопросам безопасности на транспорте.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Через два дня после терактов в московском метро 29 марта 2010 года, унесших жизни 39 человек, был обнародован указ президента, предписывающий создать в стране комплексную систему обеспечения безопасности пассажиров. Правительство провело специальное совещание, посвященное вопросам безопасности на транспорте. Как обеспечить - финансово и организационно - намеченные президентом и правительством меры? Дадут ли они ожидаемый эффект? Возможно ли вообще обеспечить безопасность на транспорте? Пока четких ответов на эти вопросы нет.

Через год, к 31 марта 2011 года наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств должны быть оснащены «специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства». К 1 января 2014 года в стране должна быть создана комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте. Эти меры предусмотрены в указе «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», который 31 марта подписал президент России Дмитрий Медведев.

Для предотвращения терактов президент требует объединить усилия федеральных, региональных и муниципальных властей. За подготовку комплексной системы безопасности населения на транспорте ответственным назначен Минтранс. Правительство в дальнейшем выберет организации, которые будут отвечать за разработку новых технических средств защиты от террористов, а также выделит из бюджета необходимые средства, говорится в президентском указе.

Еще за день до публикации президентского указа, 30 марта, премьер Владимир Путин провел совещание по вопросам обеспечения безопасности на транспорте. «Мы... будем думать над развитием системы видеонаблюдения, будем совершенствовать технические средства обнаружения взрывчатых веществ, совершенствовать систему спасения, оповещения и информирования граждан», - заявил премьер на совещании.

Во что обойдется бюджету усиление безопасности на транспорте? До тех пор, пока не будет определен перечень конкретных мер, которые планируется реализовать, никто не может даже приблизительно определить «цену вопроса». В указе президент просто требует выделить необходимые ассигнования. В то же время, свободных денег в госказне нет. По данным Минэкономразвития, дефицит бюджета в 2010 году может достигнуть 6,4% от ВВП. Еще в начале года, когда дефицит прогнозировался в размере 6,8% от ВВП, Минфин говорил, что, возможно, придется прибегнуть к внешним заимствованиям на 17,8 млрд долларов. Но цены на энергоносители держатся на достаточно высоком уровне (31 марта баррель нефти Urals стоил 77 долларов, в то время как доходы и расходы бюджета рассчитывались исходя из цены в 58 долларов), и потому был шанс, что размер внешних заимствований можно будет уменьшить. После теракта в Москве 29 марта стало понятно, что деньги нужны, и много денег. Если рассчитывать только на государство - то придется увеличивать планы внешних заимствований. Или искать другие источники финансирования.

Неясно также, кто и как будет координировать работу по обеспечению безопасности на транспорте, учитывая, что его финансирование делится между муниципальными и региональными бюджетами. За работу автобусов, троллейбусов, трамваев и метро отвечают местные власти, за деятельность аэропортов - региональные, а вопросы функционирование железнодорожного транспорта находятся в ведении госкомпании ОАО «РЖД». Региональные бюджеты в большинстве своем дефицитны: из 83 российских регионов лишь 12 не пользуются дотациями из центра. Значит, власти субъектов будут просить помощи из федерального центра.

Потребуются усилия и для того, что бы решить организационные вопросы: перевозками граждан занимается не только муниципальный транспорт, но и коммерческий, и ведомственный (многие предприятия, находящиеся за городом, организую доставку персонала от ближайшей остановки транспорта). Готовы ли они потратить дополнительные деньги на защиту жизни и здоровья пассажиров?

Минтранс намерен внести ряд поправок в закон о транспортной безопасности, обязав продавать именные билеты на автобусные междугородние перевозки. Продавать их планируется лишь при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а сведения - вноситься в систему. Готовы ли коммерческие компании-перевозчики вместе с государством потратиться на эти цели?

Теперь обратимся к сути первых предложений чиновников. Руководство столичного метрополитена предложило установить на станциях специальные датчики, которые позволяли бы предотвратить химические атаки с использованием отравляющих и ядовитых веществ. Уже разработан проект и выбрана экспериментальная станция - «Белорусская»-кольцевая, сообщил глава Московского метрополитена Дмитрий Гаев. Испытания новшеств должны начаться на следующей неделе. Но газовые датчики вряд ли способны предотвратить возможный теракт с использованием отравляющих веществ - они, скорее, сократят время возможного реагирования на уже свершившийся факт.

Также начальник московского метрополитена отметил, что в метро необходимо увеличить количество патрулей, работающих с собаками. Именно собаки помогают сотрудникам ППС находить взрывчатые вещества. Предложение здравое: возможно, собаки помогут обнаружить взрывные устройства, если они будут заложены на станциях московского метро. Смогут ли собаки работать эффективно против «живых» бомб, учитывая загруженность метро? Ведь по словам Дмитрия Гаева, в день метро столицы перевозит около 9 млн пассажиров.

Есть сомнения и в том, что бдительность граждан поможет предотвратить теракты. Эксперты по безопасности обычно так описывают подозрительных людей: одежда не по погоде (излишне закрытая, большего, чем нужно, размера), странное поведение (заторможенность или излишняя активность). Но это приметы не только террористов, но еще и многих других пассажиров московской подземки, особенно на привокзальных станциях метро.

Сканеры, подобные тем, что установлены в аэропортах, для метро непригодны: слишком велик здесь пассажиропоток. А собравшаяся перед «рамкой» толпа - не менее удобная для террористов мишень, чем переполненная подземка.
Мадридский и лондонский метрополитены, имея в виду террористическую угрозу, постоянно увеличивают количество видеокамер в подземке. Например, в 2005 году в лондонском метро работало 6 тысяч штук видеокамер, к 2011 году их количество вырастет до 12 тысяч штук. По всей видимости, будет усовершенствована система видеонаблюдения и в московской подземке. Но она вряд ли позволит обеспечить безопасность пассажиров, то есть предотвратить теракт. Возможно, она поможет более эффективно искать его исполнителей.

Можно ли вообще обеспечить безопасность на общественном транспорте, если, по словам министра транспорта Игоря Левитина, число наиболее уязвимых объектов отрасли составляет около 600 тысяч? Минтранс обещает разработать отдельный план по антитеррористической защите каждого объекта транспорта.

Опыт удачного обеспечения безопасности на транспорте в России есть. Ужесточение процедур досмотра в аэропортах привело к тому, что после 2004 года, когда в России в воздухе были взорваны два самолета, других террористических авиаатак не последовало. Сами террористы для перемещения выбирают не самолеты, а, например, автобусы.

Сложнее обеспечить безопасность железнодорожных перевозок, о чем свидетельствует, к примеру, повторный взрыв «Невского экспресса». Обеспечить контроль не только за пассажирами, но и железнодорожными путями будет весьма затруднительно: их протяженность без подъездных путей превышает 80 тысяч км.

Вся надежда лишь на кропотливую и тщательную работу спецслужб «на упреждение» и взвешенную политику государства в «проблемных» регионах. Причем решать проблемы на Кавказе государство будет не в одиночку. На совещании в Махачкале 1 апреля президент Дмитрий Медведев заявил, что крупные бизнесмены обязаны помочь нормализации социально-экономической ситуации в регионе. «Нужно заставить заниматься этими вопросами всех, кто небезразлично относится к жизни на Кавказе, создать условия для этого, а с другой стороны - простимулировать тех, кто способен тряхнуть мошной и потерять некоторое количество денег на финансировании родных республик», - сказал глава государства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала