МОСКВА, 31 мар - РИА Новости. Пассажирские автобусы, курсирующие между рядом северокавказских республик и Москвой, до сих пор не проверялись регулярно на провоз запрещенных предметов, а от их пассажиров чаще всего не требовали документов ни при посадке, ни во время поездки, ни после высадки в столице, сообщают корреспонденты РИА Новости.
Два взрыва прогремели 29 марта в московском метро в утренний "час пик" с разницей в 40 минут, погибли 39 человек, ранены около ста. По версии следствия, преступление совершили террористические группировки, имеющие отношение к Северному Кавказу, а непосредственно взрывы осуществили две смертницы, прибывшие на междугородних автобусах к спорткомплексу "Лужники", куда едут автобусы из многих регионов России.
Еще один двойной теракт с участием смертника произошел через два дня, 31 марта, в дагестанском Кизляре: в центре города взорвалась "Нива" в момент проезда милицейского автомобиля, а через 20 минут, когда на месте работали криминалисты и врачи, взорвал себя смертник, одетый в милицейскую форму. Погибли 12 человек, включая начальника Кизлярского РОВД, около 30 получили ранения.
"Не помню, чтобы хоть раз проверили багаж"
Корреспонденты РИА Новости неоднократно совершали поездки в Москву на автобусах из Махачкалы и Нальчика, и документы у пассажиров спрашивали лишь считанные разы, но даже не у всех, а выборочно.
"При этом автобусы останавливаются на стационарных постах - на границах между регионами, на въезде в крупные города. Водители всегда идут с кипой документов на пост, заходят вовнутрь, потом выходят, и мы едем дальше. Бывает, сотрудники милиции заглядывают в багажное отделение, но я не помню, чтобы хоть раз проверили багаж внутри салона", - рассказал один из корреспондентов агентства, много раз ездивший из Москвы и в Махачкалу, и Нальчик, и обратно.
Один из жителей Дагестана, часто ездящий на автобусах из Дагестана в столицу и обратно, рассказал РИА Новости, что минувшей осенью он вообще приехал в Москву без паспорта, который вместе с другими вещами украли из автобуса во время остановки на Кизлярской автостанции - пассажиры ушли ужинать в кафе, а водители оставили двери автобуса открытыми, что, по его словам, случается регулярно.
"Я приехал в Москву вообще без документов, а потом, чтобы сделать новый паспорт в Дагестане, точно так же ездил без документов домой. Даже беспокойства по этому поводу никакого не было - я точно знал, что документы проверять не будут. И с собой можно брать все что угодно - хоть запрещенную красную рыбу (осетр), хоть икру. Думаю, можно и оружие перевезти, и взрывчатку, и все что угодно", - сказал собеседник агентства.
Как передают региональные корреспонденты РИА Новости, при посадке в автобусы, следующие в Москву из Махачкалы, Нальчика и Владикавказа, о покупке билетов, как правило, речи не идет. Уже по приезде в Москву водители могут по просьбе пассажира выписать ему билет или даже пустой бланк, куда пассажир сам может вписать свои данные. Как правило, приезжим это нужно только потому, что такой билет в течение 90 дней заменяет московскую регистрацию.
Особенности северокавказской транспортной системы
Из большинства северокавсказских регионов ежедневно выезжают как минимум по несколько автобусов в Москву, из Дагестана в день может уехать и 20 автобусов. Время в пути - от суток до полутора, ночевать приходится либо одну ночь, либо две, как при поездке из Дагестана, когда автобус выезжает вечером и приезжает на третий день рано утром. Подавляющее большинство мест - лежачие.
Цены - от 2 тысяч рублей из Владикавказа, Нальчика, Нарткалы (Кабардино-Балкария) до 2,5 тысячи из Махачкалы и других дагестанских городов (Дербента, Хасавюрта). Бывает в автобусе и несколько сидячих мест, как правило, на 500 рублей дешевле, но их обычно никто не покупает - неудобно ехать так долго в сидячем положении. Билеты на поезд в купейный вагон стоят обычно раза в полтора дороже, в плацкартный - примерно на столько же дешевле.
Придти к автобусу и занять место можно как за сутки с лишним (нужно подойти к одному из автобусов с табличкой "Москва на завтра"), так и даже за минуту до отъезда ("Москва на сегодня"). Можно "забронировать" место и по мобильному телефону - "постоянные клиенты", как правило, их знают.
Большинство пассажиров - это "челноки", едущие за товаром на московские рынки, куда автобусы обычно и приезжают. Сейчас конечная точка большинства маршрутов с Северного Кавказа - спорткомплекс "Лужники", рядом с которым находится крупный рынок. Именно оттуда, как предполагает следствие, и попали террористки в московское метро (с близлежащей станции "Воробьевы горы").
Пока гром не грянет...
Госавтоинспекция Дагестана планирует в течение двух недель ввести обязательные проверки междугородних автобусов на стационарных постах с помощью служебных собак, сообщил РИА Новости руководитель группы пропаганды управления ГИБДД МВД по республике Исамагомед Султанов. Он отметил, что в компетенцию ГИБДД не входит контроль за продажей билетов и посадкой пассажиров на станциях, но автобусы проверяются на постах, выборочно проверяются паспорта.
Представитель пресс-службы МВД по Кабардино-Балкарии также сообщил РИА Новости, что сейчас проводятся полные проверки всех пассажиров, выезжающих в Москву, как на автобусах, так и на железнодорожном транспорте и самолетами.
Руководитель пресс-службы МВД по Северной Осетии Алла Ахполова сообщила РИА Новости, что в настоящее время сотрудниками ГИБДД по приказу руководства МВД республики весь транспорт проверяется самым тщательным образом. Акцент делается на въезжающий в республику, а также припаркованный у рынков транспорт - по словам Ахполовой, на рынках республики работает много людей из соседних республик.
В Минтрансе Чечни РИА Новости сообщили, что в этой республике водители автобусов, выполняющие иногородние рейсы, в том числе в Москву, регистрируют паспортные данные пассажиров при приобретении ими билетов. Правда, это касается только одного "официального" рейса в неделю. Водитель одного из частных автобусов, которые выполняют большинство рейсов, рассказал РИА Новости, что он и его коллеги не требуют с пассажиров документы, но по дороге множество постов, где в отношении автобусов из Чечни осуществляется жесткий паспортный контроль.
Как выдаются лицензии перевозчикам-нарушителям
Как сообщил РИА Новости представитель пресс-службы Минтранса РФ, Ространснадзор не раз подавал иски в суд в отношении недобросовестных автоперевозчиков. Были случаи, когда суд признавал перевозчика недобросовестным, взимал штраф, лишал лицензии, однако местные власти снова выдавали им лицензии.
Собеседник агентства сообщил, что лицензии автотранспортным компаниям, занимающимся в том числе и междугородними перевозками, выдают только местные власти.