31 марта судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге спустил на воду новейший сторожевой корабль ближней морской зоны "Сообразительный". Многоцелевой корвет "Сообразительный" стал вторым кораблем, построенным по проекту 20380 разработки ЦМКБ "Алмаз".
Название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно-политическом строе.
Традиция давать судам имена восходит ко временам Древнего Египта: суда фараонов "Явление в Мемфисе" и "Дикий бык" наводили трепет на средиземноморские берега еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Первоначально правом на собственное имя обладали только военные корабли, так как во время боевых действий было необходимо знать, какие суда участвуют в сражении, кого потопили, и кто вышел в итоге победителем. Гражданские суда стали обзаводиться названиями только в середине XIX века.
В России традиция давать имена кораблям окончательно установилась только в конце царствования Петра I, хотя и до него случалось, что некоторым судам давали названия. Первым в России морским судном, получившим название, был корабль "Фредерик", построенный в 1636 г. в царствование Михаила Федоровича и названный так в честь герцога Голштинского. Первый русский боевой корабль назывался "Орел". В указе царя Алексея Михайловича по этому поводу говорилось: "Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать "Орлом". Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же".
Петр I придавал большое значение наименованиям кораблей и судов, понимая их большую политическую важность. Это отражение величия и мощи русского государства, содействие поднятию международного престижа, а также поддержание национального патриотизма и высокого воинского духа, сохранение памяти о боевых победах армии и флота.
Уже при постройке первых военных кораблей Петром I было узаконено, что утверждение и выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства. Но с некоторых пор монархи стали выносить свое решение на основании подготовленных для них материалов. Лишь в редких случаях название корабля утверждала Адмиралтейств‑коллегия (с 1827 г. – Адмиралтейств-совет) от имени главы государства.
Также Петром I были заложены основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно‑морского флота. Он в большинстве случаев стремился найти гармонию имен, каждое из которых должно было соответствовать назначению, размерам, боевым и мореходным качествам корабля, иметь определенный идеологический смысл. Так, наиболее крупным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали самые значительные победы, городов и земель, а также святых, корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо символико-аллегорическими, скампавеи (малые галеры), галеры и другие малые суда носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.
Позже корабли стали называть именами представителей дома Романовых, именами древнерусских князей. Эти названия предназначались, как правило, для кораблей высших рангов, в основном линейных кораблей и фрегатов.
Создание новых классов и типов кораблей в эпоху парового флота вызвало появление новых групп названий. Так, паровые канонерские лодки Балтийского флота получили названия, связанные с явлениями в атмосфере и на море, с оружием, со сказочными персонажами, с морскими рыбами, птицами и насекомыми ("Молния", "Гром", "Метель", "Меч", "Панцирь", "Русалка", "Домовой", "Ерш", "Копчик", "Коршун", "Комар", "Шмель"), а пароходофрегаты и парусно‑винтовые корветы стали называться именами русских богатырей и князей ("Илья Муромец", "Олег", "Пересвет", "Ослябя", "Дмитрий Донской", "Александр Невский").
С 1902 г. стали давать эскадренным миноносцам в качестве названий имена прилагательные.
Появились корабли с именами "Скорый", "Страшный", "Осторожный", "Легкий", "Храбрый", "Правый", "Счастливый", "Спешный". Такие имена были призваны символизировать мужественный дух нации или государства, выраженный в боевых качествах этих кораблей.
Одной из главных традиций, заложенной Петром I, является преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях. Передаваясь от одного поколения кораблей к другому, названия образовывали целые династии "одноименцев". За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия: "Штандарт" и "Гангут" по 5 раз, "Ингерманланд" – 6, "Не тронь меня" и "Азов" – 7, "Полтава" и "Самсон" – 8, "Выборг" – 10, "Меркурий" – 11, "Нарва" – 14, "Москва" – 18, "Надежда" –22.
К 1914 г. в России была выработана и документально закреплена новая система наименования кораблей военного флота, которая восприняла многие традиции, зародившиеся в петровские времена. Она подчинялась четким правилам, основанным не столько на государственных указах, сколько на традициях флота. Основная особенность системы заключалась в беспрекословном требовании гармонии имени и ранга судна.
По этой классификации подводные лодки «как новый вид оружия» должны были носить «наименования: рыб, зверей и птиц, наиболее благозвучные и благородные». Эти имена должны были символизировать характер боевой деятельности лодок ‑ скрытость и хитрость маневра, опасность и неожиданность нападения. Так на Балтийском и Черном морях появились подводные корабли "Кашалот", "Кит", "Ерш", "Угорь", "Вепрь", "Гепард", "Тигр" и даже мифический "Единорог".
В годы революции и гражданской войны на флот пришли новые имена. В 1920-1930х гг. новым и старым кораблям стали присваивать в основном имена государственных, партийных и военных деятелей того времени, а также названия, отражающие революционные завоевания.
Практика наименования кораблей в честь политических деятелей часто давала сбои. Каждая волна репрессий, проносившаяся по высшим эшелонам власти, заставляла переименовывать корабли. Поэтому чтобы прекратить частые на флоте переименования кораблей, в середине 1938 г. Главный совет ВМФ принял решение, чтобы впредь не присваивать собственные имена подводным лодкам и эскадренным миноносцам, а давать им только литерно-цифровые наименования.
В то же время легкие боевые единицы флота называли прилагательными, которые определяли их качественные характеристики, т.е. была продолжена традиция царской России.
В 1930-е гг. специально для нужд пограничных частей НКВД были построены четыре пограничных сторожевых корабля, получивших названия драгоценных камней – "Бриллиант", "Рубин", "Жемчуг" и"Сапфир". Традиция называть пограничные корабли «именами» драгоценных камней была продолжена и после Великой Отечественной войны. В середине 1970-х гг. специально для морских частей погранвойск СССР строилась серия кораблей проекта 1124П: "Изумруд", "Бриллиант", "Жемчуг", "Рубин", "Аметист" и "Сапфир".
В годы Великой Отечественной войны стали называть корабли в честь комсомольских организаций, собравших средств на их постройку. Многие из этих "комсомольских" кораблей героически воевали, а после войны передали свои имена новым.
В послевоенные годы в системе названий кораблей было несколько направлений. Во-первых, стали называть корабли именами известных полководцев и флотоводцев, а также именами крупных городов. Во-вторых, вернулись к названиям кораблей дореволюционного флота. В-третьих, называли корабли в честь героев Великой Отечественной войны.
Одновременно старались придерживаться правила давать серии кораблей одного и того же класса родственные по смыслу названия, но это далеко не всегда выдерживалось.
Так корабли 1 ранга – большие противолодочные корабли, крейсера и авианосцы, называли в честь выдающихся людей, именами городов или стран.
Например, имена "Москва", "Ленинград", "Киев", "Минск" носили противолодочные и авианесущие крейсера, а атомные ракетные крейсера – "Киров", "Фрунзе", "Калинин", "Юрий Андропов" (Указом Президента России эти крейсера переименованы в "Адмирал Ушаков», "Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий" соответственно). Большие противолодочные корабли одной из серий также названы именами городов: "Николаев", "Очаков", "Керчь", "Азов", "Петропавловск", "Ташкент".
У кораблей 3-2 ранга, сторожевых и эсминцев, традиция другая, их называли прилагательными: "Сметливый", "Быстрый", "Боевой", "Смелый" и т.д.
Свои традиции закрепились и за кораблями малых и вспомогательных классов. Например, малым ракетным кораблям стали давать названия, связанные с именами всяких погодных явлений ("Тайфун", "Вихрь").
Все типы кораблей называли именами людей и погибших в боях кораблей.
Но есть серии, где отсутствует всякая система, например, в одной из серий, несмотря на то, что головной корабль назвали «Кронштадт», остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев российского и советского флота, а также советских маршалов. Еще в одной серии головной корабль назван "Удалой", а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и... города Симферополь. Также есть серия ракетных крейсеров с названиями "Грозный", "Адмирал Головко", "Адмирал Фокин" и "Варяг", другая ‑ "Слава", "Маршал Устинов", "Червона Украина".
В последние годы восстанавливается давняя традиция русского флота давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви. Например, двум большим десантным кораблям Тихоокеанского флота присвоены имена героев Куликовской битвы святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Более 100 лет назад в русском флоте уже существовали корабли с такими названиями, таким образом была восстановлена историческая преемственность. Ранее эти корабли имели номерные названия.
В 2005 г. дизельной подводной лодке было присвоено наименование "Святой Николай Чудотворец" в связи с установлением шефских связей над ней Благотворительным фондом святителя Николая Чудотворца.
В Северодвинске выпустили серию подводных лодок, названных именами русских князей – "Дмитрий Донской", "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах".
В настоящее время там же начинают строить новый атомный подводный крейсер, который будет носить имя Николая Чудотворца. Подлодка "Святитель Николай" войдет в серию подлодок нового стратегического вооружения.
При названии нового пограничного сторожевого корабля было решено продолжить традицию советских времен, он получил имя "Рубин".
Во флоте продолжают поддерживать старую традицию: когда корабли стареют и уходят на слом, их названия передают новым. В то же время появляются и новые традиции, например, называть корабли названиями фирм. В 2003 г. дизель-электрической подводной лодке было присвоено имя "Алроса".
Сейчас появились новые типы кораблей, поэтому традиции наименования кораблей преобразуются. Новому артиллерийскому кораблю присвоили имя города Астрахани. Тип этого корабля не знает аналогов в мире, потому что корабль проектировался специально с учетом особенностей Каспийского моря и дельты Волги.
Первые корабли серии фрегатов носят имена создателей океанского военного флота страны ("Адмирал Горшков", "Адмирал Касатонов"), хотя по советской классификации они относятся к сторожевым кораблям.
Серия новейших корветов называется именами прилагательными ("Стерегущий", "Сообразительный", "Бойкий", "Стойкий").
Но в то же время новейший сторожевой корабль типа фрегат получил имя "Ярослав Мудрый", хотя головной корабль этой серии называется "Неустрашимый".
А кораблю связи Балтфлота присвоено имя адмирала Федора Головина.
В России подбором имен военным кораблям занимается специальный отдел в Министерстве обороны. На именованный корабль составляется анкета, выписывается "свидетельство о рождении".
Имя кораблю присваивается приказом главнокомандующего ВМФ России.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников