МОСКВА, 30 мар - РИА Новости, Ольга Липич. Религии долговечнее наций, а современный еврейский народ был "изобретен" в XIX веке и состоит из потомков жителей Африки, Европы и России, принявших в разное время иудаизм, заявил профессор истории Тель-авивского университета Шломо Занд во вторник в РИА Новости на презентации русскоязычного издания своего бестселлера "Кто и как изобрел еврейский народ".
Книга, как сказано в аннотации, разрушает "статус-кво еврейской национальной историографии" - опираясь на труды историков разных стран и народов XIX-XX веков, ее автор пытается доказать, что привычные представления о "вечном народе" - это миф. Примечательно, что в Израиле книга, выпущенная в 2008 году, 19 недель возглавляла список бестселлеров. Она издана также в Великобритании и Франции.
Кто, когда и как "изобрел"?
"Речь идет об изобретении еврейской нации в современном понимании слова "нация", "народ", которое отличается от средневекового... Это - общая культура, язык, еда, музыка... Но большинство евреев в мире не говорят на иврите, не читают книги на иврите, не знают популярных песен на иврите, и даже названий футбольных команд - как их можно отнести к еврейскому народу?" - отметил Занд.
Отвечая на повторяющий название книги вопрос корреспондента РИА Новости, профессор отметил: "Когда были изобретены и другие народы - в первой половине XIX века германский, французский, во второй половине - итальянский, русский и еврейский - протосионисты, историки-сионисты и писатели".
"Это возникло как реакция на национальные процессы, изобретение наций других стран - организовали похожий процесс", - добавил историк.
Он не сомневается в "существовании евреев в истории", однако считает, что современное понимание еврейского народа сложилось в результате "массового иудейского прозелитизма" (обращения в иудаизм).
"Одна из самых древних и важных монотеистических религий в истории - это иудаизм. Религии вообще-то в истории долговечнее, чем нации, - и когда нации уже исчезнут, будут еще оставаться религии. Я говорю это, хотя я не религиозен", - подчеркнул Занд.
По его словам, в истории много случаев, когда "евреи переставали быть евреями - например, многие палестинские иудеи с приходом мусульман обратились в ислам".
Поэтому Занд избегает таких терминов как "этническая группа" или "семитские народы". "Есть семитские языки - как есть индоевропейские языки, но нет индоевропейских рас", - сравнил Занд.
Народ идиша
"Когда я говорю о еврейском народе, я могу говорить только о народе идиша. Потому что именно на Востоке Европы (на Украине, в Белоруссии, Польше, Румынии, Венгрии) в XIX веке мы находим группу людей с общим языком - идиш", - отметил профессор.
На Западе Германии, по его словам, была уже "этимологически другая языковая группа".
Однако вышеупомянутый "народ идиша", по версии Занда, был уничтожен четырьмя историческими событиями. "Это погромы, вытолкнувшие значительную часть этого народа на запад, революция в России, нацизм и сионизм", - перечислил Занд.
По его словам, нацистам "не удалось-таки определить еврейский народ по антропологическим критериям". "Идеология, основанная на биологии, не преуспела... А я живу в стране и работаю в университете, где постоянно ищут общее еврейское ДНК - это просто смешно и грустно, и опасно", - убежден профессор.
Кому должен принадлежать Израиль?
Отвечая на вопрос, не боится ли он использования книги антисемитами для "оправдания погромов", профессор с уверенностью заявил, что "антисемитам и расистам" его труд не может нравиться. "Я же говорю там, что евреи - не раса, и что они не с Ближнего Востока пришли, и что в Украине они жили до украинцев и составляют аутентичную часть России, Украины, Кавказа", - сообщил Занд.
По его словам, волна погромов в XIX столетии прокатилась именно из-за того утверждения, что евреи - пришельцы. "А моя книга доказывает, что евреи не "понаехали тут", а были, были и в Африке, и во Франции, еще до франков", - добавил автор.
Вместе с тем, он признал, что понимал: его книгой "будут пользоваться" люди, настроенные "антиизраильски". Поэтому в конце он изложил свои политические взгляды. "Я не хочу ликвидировать страну Израиль. Я за страну Израиль и хочу изменить ее к лучшему - я против того, чтобы Израиль был еврейским государством... Государство Израиль должно принадлежать всем гражданам Израиля, оно не может быть страной евреев", - пояснил свою позицию Занд.
По его данным, четверть населения Израиля - неевреи, и называть это государство еврейским - "все равно, что сказать, что Россия - только православная страна"
Кроме того, Занд подверг критике название "избранный народ" для всех евреев или всех израильтян. "Я понимаю, когда верующий человек считает себя избранным. Но я не понимаю, когда секулярный (нерелигиозный) человек, живущий в Израиле, считает себя избранным Богом", - пояснил историк.
От издателя и автора
Ответственный редактор русскоязычного издания книги Занда, представляющий издательство ЭКСМО, Андрей Баранов заверил: "Мы не являемся антисемитами! Мы очень любим наших друзей из Израиля и издаем многие их книги". Книгу "Кто и как изобрел еврейский народ" он считает своеобразным испытанием для читателя.
Издательство планирует выпуск еще ряда научно-популярных трудов как зарубежных, так и российских исследователей в открытой Зандом серии "Подлинная история".
Книга "Кто и как изобрел еврейский народ" насчитывает более 540 страниц, переведена с иврита Михаилом Урицким, выпущена в России 10-тысячным тиражом и с этого дня уже появится на полках столичных книжных магазинов.
Предполагается, что в 2010 году ее прочтут на родных языках жители Германии, Италии, Испании, Португалии, Венгрии, Словении, Хорватии, Турции, Индонезии, ОАЭ и Японии.
Шломо Занд является доктором исторических наук, обладателем премии Синдиката французских кинокритиков в номинации "Лучшая иностранная книга 2004 года" - за труд "Кино как история". С 1982 года преподает в Тель-авивском университете, а также в Беркли (Калифорния) и Высшей школе социальных наук в Париже.
В настоящее время он уже работает над новой темой, которая, как ожидается, вызовет общественный резонанс, - "Антисемитизм и исламофобия в Европе". По его гипотезе, если "политический антисемитизм помог сформироваться нациям в Европе в середине XIX века", то "исламофобия помогла Европе объединиться в союз".
Кроме того, профессор начал писать "триллер о своем университете".