МОСКВА, 29 мар - РИА Новости. Произошедшие в понедельник в московском метро теракты могут оказать лишь точечное и краткосрочное влияние на экономику РФ, поскольку глобальных предпосылок для снижения инвестиционной привлекательности страны нет, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Среди возможных последствий они называют снижение потока въездных туристов и переход части пассажиров метро в ряды автомобилистов.
Два взрыва на станциях московского метро "Лубянка" и "Парк культуры" произошли утром в понедельник. В общей сложности погибли 38 человек, более 60 пострадали.
Инвесторов взрывами не напугать
От атак террористов сегодня не застрахованы и вполне благополучные страны, отметил ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, напомнив о недавних крупных терактах в Великобритании и Испании. По его словам, такие события, как правило, отражаются на экономике, но их влияние точечное - в основном, страдает имидж страны. Отдельные инвесторы на это реагируют, спеша вывести капиталы: так, в Великобритании после терактов на транспорте в 2005 году на фоне снижения доверия пострадали отдельные инвестфонды, отметил Абзалов.
По его мнению, имиджевый негатив после терактов в московской подземке может напугать инвесторов, но его влияние сохранится лишь несколько дней, может быть, недель. "В течение ближайшей недели может лихорадить российскую фондовую биржу, национальную валюту, но максимальный срок воздействия данного негатива - пара недель", - полагает эксперт.
Но в целом инвесторы смотрят на тренд, а не на отдельные, пусть даже трагичные события, а сегодня в России предпосылок для неблагополучия экономики нет, уверен эксперт.
"Не думаю, что сегодняшние теракты окажут существенное влияние на экономику. Во-первых, как правило, они носят единичный характер, во-вторых, осуществляются одиозными элементами, которых сравнительно легко вычислить и нейтрализовать", - считает замдиректора НИИ "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерий Миронов.
Для сравнения, в той же Индии атаки террористов носят массовый характер и продолжительны во времени, но на ее инвестиционной привлекательности это никак не сказывается, отметил он.
По словам Миронова, если бы инвесторы вознамерились избавиться от акций российских компаний, они бы сделали это в первый же день, и маловероятно, что такое произойдет в последующие дни.
Между тем, торги понедельника, начавшиеся на российском рынке акций снижением на фоне паники от терактов в московском метро, завершились ростом индексов - рынок в течение дня переключил внимание на позитивные сигналы с мировых торговых площадок. Рост основных индексов составил порядка 2%.
К резкому падению инвестиционной привлекательности России случившееся не приведет, уверен Абзалов. Более или менее длительный эффект такие события могут оказать в двух случаях: основания для падения уже были к тому моменту; происшествие нанесло серьезный удар по экономической инфраструктуре (биржи, энергоресурсы и т.п.).
"Единственный теракт, спровоцировавший серьезные экономические проблемы, - атака смертников на башни-близнецы 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Он стал одной из причин американского экономического кризиса 2001-2002 годов. Но не стоит забывать, что еще до этого экономика США переживала трудности, таким образом, теракт выступил в роли катализатора падения", - сказал Абзалов.
Отрасли: пострадавшие и не очень
Что касается отдельных отраслей, то теракты, эпидемии, стихийные бедствия и прочие катаклизмы в первую очередь бьют по туриндустрии, отмечает он. "Вспомним, например, как просел спрос на туры в Мексику после вспышки свиного гриппа", - привел пример эксперт. Однако к моменту наступления "высокого сезона" в российском туризме нынешние взрывы могут забыться, если, конечно, эта тема не получит дальнейшего негативного развития.
Снижение турпотока в краткосрочной перспективе будет, согласен Миронов. Но въездной туризм не принадлежит к формирующим бюджет отраслям экономики, эта отрасль не вносит реального вклада в ВВП России и даже в ВВП Москвы, отметил он.
Эксперты разошлись во мнениях относительно влияния сегодняшних взрывов на положение дел в транспортной инфраструктуре. По оценке Абзалова, последняя может серьезно пострадать, в первую очередь это касается метрополитена. "Например, произошедший в конце прошлого года взрыв в "Невском экспрессе" негативно отразился на имидже РЖД", - напомнил он.
Теракт вряд ли нанесет серьезный ущерб столичной подземке, кроме имиджевого, полагает Миронов. "Граждане будут ругать "потерявших бдительность" метрополитеновцев, но пользоваться услугами этого вида транспорта не прекратят. Такси дорого, да и ездить по нашим дорогам невозможно", - отметил он.
Впрочем, случившееся может подтолкнуть жителей крупных городов к покупке бюджетного автомобиля отечественной сборки, полагает замдиректора "Центра развития". "В прошлом году депозиты россиян выросли на 30%, немалая часть этих сбережений может быть направлена на такое приобретение", - полагает эксперт. По его мнению, в ближайшие месяцы можно ожидать роста продаж автомобилей в РФ.