Рейтинг@Mail.ru
Американцы уйдут, а Пакистан останется - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Американцы уйдут, а Пакистан останется

© www.pakistan.mid.ruАмериканцы уйдут, а Пакистан останется
Американцы уйдут, а Пакистан останется
Читать ria.ru в
Дзен
На вид эти несколько дней в Вашингтоне были сплошным праздником американо-пакистанской дружбы и взаимопонимания. А на самом деле тут развивался предельно острый сюжет глобальной политики, где сплелось не просто многое, а слишком многое.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости

На вид эти несколько дней в Вашингтоне были сплошным праздником американо-пакистанской дружбы и взаимопонимания. А на самом деле тут развивался предельно острый сюжет глобальной политики, где сплелось не просто многое, а слишком многое. Будущее Афганистана – кстати, главного мирового центра поставок опиума и героина - и окружающих его стран (Узбекистана, Таджикистана, Ирана и других). Будущее центральноазиатской политики России.

Будущее взаимоотношений двух очень больших и очень важных стран – США и Индии. Последнее, кстати, важнее всего, это вопрос всей мировой архитектуры в будущем.

Называлось это не очень обычное для дипломатии предприятие «стратегическим диалогом» США и Пакистана. В Вашингтон приехала делегация, куда входили генерал Ашфак Кияни, начальник генштаба – возможно, самая крупная фигура во всем пакистанском руководстве, крупнее президента и премьера. А также министр обороны, гражданский человек Ахмед Мухтар, и министр иностранных дел Шах Махмуд Куреши. Принимали их коллеги из американской администрации, занимающие те же позиции.

«Стратегический диалог» между двумя странами вообще-то шел два года, с момента появления в Белом доме Барака Обамы, в Исламабад (а также Дели) наезжали все мыслимые американские военные чины. А сейчас, в США, была уже кульминация этого процесса.

Суть проблемы вот в чем: администрация Барака Обамы с самого начала все основные интеллектуальные силы бросила на принятие тяжелых решений на главном направлении своей внешней политики: по Афганистану. Тогда казалось, что суть решения – в невиданном наращивании там американского контингента. И не сразу стало ясно, чего же все-таки хочет Обама. Он действительно хочет уйти. Он хочет сделать войну в Афганистане заботой самого Афганистана и стран-соседей (кстати, в известном смысле к таковым можно отнести и Россию, и еще Китай). Резкое увеличение вооруженных сил США в афганских операциях рассчитано на то, чтобы ударить на прощание посильнее, а потом уйти. А начнется уход через один год и три-четыре месяца, если, конечно, не произойдет ничего необычного.

А Пакистану уходить некуда. Так же как всем упомянутым выше странам, включая Россию. Им останется в наследство война с экстремизмом и терроризмом, фактически на территории двух бедных стран со слабой властью – Афганистана и Пакистана. И наркотики. И многое другое.

«Стратегический диалог» в Вашингтоне был по сути разговором о том, что получит Пакистан за то, что останется крайним.
Пакистан был не в восторге от начавшейся после 11 сентября 2001 года войны США и НАТО в Афганистане, но его согласия особенно не спрашивали. Тут можно вспомнить, в каких выражениях Исламабад попросили тогда о содействии – в случае отказа его якобы обещали разбомбить до состояния каменного века. Но это было давно.

Не в восторге он и сейчас. Согласия, правда, спрашивали, но… Команда пакистанцев, отправившаяся в Вашингтон, везла список всего того, что понадобится стране, чтобы уцелеть после американского ухода, и вообще всего, что хотелось получить в этой ситуации. Список – говорят, что на 56 страниц - впечатляет. Это счет на 35 миллиардов долларов, в которые уже обошлось пакистанское соучастие в войне. Включая недавние армейские операции против собственных экстремистов – тыла для афганских талибов. Все эти годы США, конечно, помогали деньгами, но часть помощи была займами, да еще и с процентами. Поэтому сейчас вопрос стоял также о списании этого долга. Еще Пакистан хотел от США такого же соглашения о мирной ядерной программе, какое ранее получила от Америки Индия.

Вообще Индия заметно фигурировала на переговорах: Исламабад надеялся, что США твердо встанут на его сторону в диалоге с Индией, в том числе о принадлежности Кашмира (мусульманский штат, принадлежащий Индии). И не позволят Индии и дальше укреплять свое влияние в Афганистане. Ну, и были требования поменьше.

Те, что поменьше, удовлетворены. Это пятилетний план экономической помощи на 7,5 миллиарда долларов, выплата обещанных, но не выданных 1 миллиарда на войну с повстанцами, еще 125 миллионов на энергетику, но не ядерную. Но понятно, что эти крохи не дают Пакистану – стране, хронически находящейся на грани экономической катастрофы - никаких гарантий того, что он будет контролировать ситуацию после ухода американцев.

А вот то, что остается совсем не решенным – это все, что связано с Индией. Дели совершенно не в восторге от сути того, что США считают своей афганской стратегией. Да и Пакистан не в восторге. Дело в том, что стратегия подразумевает, по сути, передачу части власти в Афганистане заклятым врагам Кабула – талибам, но цивилизовавшимся и готовым измениться. Это, возможно, и рациональное решение, но оно создает для Дели слишком много неприятностей, в виде роста влияния Пакистана в регионе. Да, Исламабаду в этом случае тоже угрожает рост влияния «своих» талибов. Но не надо забывать, кто создавал движение «Талибан» - пакистанские военные и разведка. И сейчас слишком реальна перспектива того, что не только Кабулу, но и Исламабаду просто придется подружиться со своим детищем, вместо того чтобы пытаться держать его под контролем на своей территории, и афганской заодно. Что тогда делать Индии, которую террористы из Пакистана посещают с оружием в руках регулярно, в последний раз - в Мумбае, где они несколько дней в ноябре 2008 года расстреливали кого хотели (общий счет жертв – 188 человек)?

Индия долго пыталась сказать новой администрации США: не делайте этого, нужна новая политика. В общем, несколько лет попыток Дели наладить новые отношения с США пропали зря. Похоже, что администрация Обамы внимательно выслушала возражения Индии, но… Воевать дальше, управлять Афганистаном и фактически Пакистаном США не могут и не хотят. В конце концов, не Обама начинал эту войну, а Буш и его команда. Не лучший получается уход из Афганистана – такой, что портит отношения и с Пакистаном, и с Индией, с Китаем (отдельный сюжет), да и с многими другими странами региона. И то, что у Обамы нет другого выбора, не очень утешает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала