В ближайшее воскресенье в России сократится количество часовых поясов. Власти объясняет это решение необходимостью улучшить управляемость страны. Также разрабатывается законопроект об отмене перехода на летнее время. Доцент географического факультета МГУ, кандидат географических наук Андрей Панин, последовательный критик этой реформы, в интервью РИА Новости рассказал, к чему может привести сокращение часовых поясов и отмена летнего времени, а также предлагает свой способ улучшить систему времени в нашей стране.
- Как бы вы могли оценить предложение о сокращении часовых поясов?
- Та система часовых поясов, которая досталась России в наследство от СССР, была достаточно хорошо продумана, она абсолютно ничем не хуже, чем у других стран.
Предлог для изменения часовых поясов - то, что страной трудно управлять. Я боюсь, что наши проблемы в чем-то другом заключаются, не в часовых поясах. Я должен сказать, что у нас часовых поясов не просто ровно столько, сколько положено - по размаху страны нам положено иметь 13 часовых поясов, а их у нас 11.
Теоретическая ширина часового пояса - 15 градусов. Это соответствует разнице в астрономическом времени в один час. Если вы возьмете крайнюю западную точку и крайнюю восточную страны, и поделите расстояние между ними в градусах на 15, то получите 13. У нас их сократили за счет слабозаселенных районов Севера и Дальнего Востока. Крайняя часть Чукотки, например, находится уже в 13-м поясе. А была в 11-м, а будет в 10-м, согласно последнему постановлению правительства.
Фактически на два-три пояса к западу они уже смещены. Решения о сдвигах часовых поясов принимались в основном на уровне властных структур регионов, никаких опросов общественного мнения на этот счет я не знаю.
Сдвиг к западу для населения будет выражаться в том, что утром будет светлее, а вечером темнее. И больше утренних часов жители регионов будут спать, когда солнце уже взошло, а будут приходить с работы и будет уже темно. Сдвиги приводят к потере светлого времени, которое приходится на период дневной активности населения - с 6 до 23 часов. Каким должен быть главный критерий при принятии решений в этой сфере? Чтобы как можно больше света приходилось на этот период.
Сдвиги часовых поясов это время сокращают, причем значительно.
- Насколько?
- Например, в Удмуртии переход на московское время заберет у жителей 150 часов светлого времени в год, приходящегося на время активной жизни. Очень важно: это будет время, взятое с вечера. Свет вечером, как я считаю, важнее, чем свет утром, потому что это ваше личное время. С утра вы встаете, бежите на работу. Вы отдыхаете, с семьей занимаетесь, на лыжах ходите - это все вечером.
Кроме того, известно, что вечерний пик ДТП значительно больше, чем утренний. Как известно по многочисленным зарубежным исследованиям в темное время количество ДТП тоже увеличивается. То, что вечера станут темнее, несомненно приведет к тому, что число ДТП вырастет.
Есть опыт Англии, которая проводила эксперимент по добавлению дополнительного часа круглый год, то, что у нас называется декретное время. И потом они оценивали, к чему это привело. Самая скромная оценка - это примерно на 130-140 меньше было смертей на дорогах. Сейчас в Англии гибнут на дорогах 3 тысячи человек в год, у нас в 2009 году 26 тысяч, в десять раз больше. Значит, вы эти 130-140 человек умножайте на 10 и получите цену отмены декретного времени.
Это не просто шуточки, это человеческие жизни.
Именно поэтому нужна не просто игра законодателей, стремящихся понравиться нашим властям, нужна серьезная экспертная проработка. Это касается всего общества.
- А как вы относитесь к идее отмены перевода часов?
- Эти сдвиги на запад эквивалентны отмене декретного часа для регионов. Но если мы еще и во всей стране отменим декретное время, или летнее, как предлагают, то особенно для регионов, которые сдвинулись к западу, это будет просто катастрофа. Они погрузятся во тьму, у них не будет ни одного светлого вечера в год. Сейчас они фактически ушли на поясное время. Если отменить в Москве сдвиг по всей стране, то они будут жить позади поясного времени.
Это приведет к тому, что утром солнце уже встанет, а все спят, а вечером после обеда станет темно. Дети из школы возвращаются, вы возвращаетесь с работы, в темноте.
Я считаю, что та система, которая существует у нас сейчас - то есть сдвиг на час вперед на круглый год, так называемое декретное время, плюс еще летом на один час - эта та система, которая позволяет максимально эффективно использовать светлое время, которое дано природой.
Единственное небольшое неудобство - это то, что приходится переводить стрелки.
- Как вы оцениваете слова о вреде перевода стрелок?
- В пояснительной записке к законопроекту об отмене перехода на летнее время приводятся совершенно фантастические, взятые с потолка цифры. В нем говорится, что из-за перехода на летнее время каждый год 50-60 тысяч человек преждевременно умирают. Это взято с потолка, я ответственно это заявляю.
В зарубежных исследованиях для того, чтобы выявить влияние перевода стрелок на людей, проводили эксперименты - людей обвешивали датчиками и два месяца за ними наблюдали - месяц до перехода и месяц после.
Потом оказалось, что примерно у 20-30% действительно наблюдались небольшие нарушения сна. Более того, в нескольких статьях я нашел, что половина людей - 50% - положительно реагирует на смену времени, иммунная система положительно реагирует. То есть эффект положительный.
Но если есть даже часть небольшая общества, которая плохо реагирует на сдвиг стрелок, я не считаю, что мы должны махнуть на это рукой.
- А как поступить?
- Мы должны создать такую систему, которая была бы максимально удобна всем. Я предлагаю не отменять летнее время, а оставить его на весь год, круглый год жить на два часа впереди поясного времени.
Если посчитать количество часов светлого времени, приходящегося на летний период, то получится, что в этом случае мы ничего не выигрываем. Однако зимой получится, что свет с утренних часов переносится на вечерние, когда люди отдыхают после работы.
Плюс в том, что не надо переводить стрелки. Мы избавляемся от перевода стрелок, сохраняем преимущества, которые дает летнее время. И еще важный момент, поскольку у нас все регионы стремятся к Москве, то таким способом мы немного "подвинем" к ним Москву.
Опыт Китая, на который ссылаются сторонники смены часовых поясов, на самом деле свидетельствует против них. Там действительно четыре с половиной часовых пояса, но вся страна живет по пекинскому времени. Но обратите внимание: Пекин находится на востоке страны, и, значит, фактически вся страна живет по той системе времени, о которой я вам только что сказал: поясное время плюс два часа.
Например, Франция живет по среднеевропейскому времени, а если посмотреть по долготе, они живут на час впереди своего поясного времени. Так что ничего революционного в той системе времени, которую я предлагаю, нет.
Наша система времени очень разумно устроена с разных точек зрения. Но почему-то, когда говорят о ее преимуществах, речь идет только об экономии электроэнергии. Однако это далеко не самое главное, ради чего существует декретное и летнее время.
Самое главное - это снижение аварийности на дорогах за счет перемещения светлого времени на вечер. Примерно 1 тысяча, 1,5 тысячи жизней в год будет стоить отмена нашей системы времени. Это не говоря уже об увечьях и ущербу экономике.
Второе важное следствие - это преступность. Темные вечера, женщины идут с работы, дети идут из школы, и одно дело, когда светло, другое - когда темно.
Вот два главных момента, почему наша система времени должна оставаться, и ни в коем случае нельзя отменять ни декретное, ни летнее время.
Лучше сделать не шаг назад, а шаг вперед, перейти на летнее время, и в октябре на зимнее время не возвращаться. Я полагаю, что это будет оптимальная система времени.
Такой период хотя бы немного нивелирует негативные последствия смены часовых поясов для населения тех регионов, которые были сдвинуты ближе ко времени Москвы. Я абсолютно уверен, что уже зимой начнется недовольство, люди поймут, что им приходится в темноте жить.
- Скажите, а чем руководствовались власти различных регионов, скажем поволжских, когда переводили время на московское?
- Говорят об улучшении управляемости страной. Но интересно узнать, в каких единицах измеряется эта управляемость, каковы критерии оценки ее эффективности и вообще: по каким признакам мы узнаем, что она действительно улучшилась в результате проведенных реформ. Со своей стороны, я считаю, что выбор системы времени в каждом регионе должен основываться на критерии максимального удобства для населения, чтобы на период активности населения приходилось больше света.
В случае с регионами, я полагаю, в большинстве случаев мотивом для таких инициатив на местах - это просто проблемы начальства, а также стремление оперативно отреагировать на «сигнал сверху». Например, на Дальнем Востоке говорят: нам трудно общаться с Москвой, никто к девяти утра на работу не приходит.
Региональный чиновник звонит, секретарша отвечает: "Перезвоните Иван Иванычу после обеда". А после обеда у них уже ночь. По этой логике получается, что во всем регионе сдвигают время из-за чиновников, которые не приходят вовремя на работу.
Миллионы людей будут жить в темноте из-за того, что десяток иван иванычей не любит вовремя приходить на работу. Но есть мобильные телефоны, пусть они поработают в неурочное время, если надо вопросы решать. А уж если они и на работу будут вовремя приходить - это и будет реальное улучшение управляемости.