Рейтинг@Mail.ru
Жульен Шапсаль: настоящий фотограф делает больше, чем просто снимок - РИА Новости, 24.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Жульен Шапсаль: настоящий фотограф делает больше, чем просто снимок

Читать ria.ru в
Дзен
О творчестве знаменитого фотохудожника Анри Картье-Брессона, о том, что происходит в легендарном агентстве «Мангум» сегодня и о том, чем фотолюбитель отличается от профессионала, агентству РИА Новости рассказал представитель «Магнума» Жульен Шапсаль.

Московская Фотобиеннале-2010, организованная Московским Домом Фотографии, в самом разгаре: основные площадки работают с прошлой недели, но новые выставки продолжат открываться вплоть до апреля. 24 марта начнет работу выставка «Москва-Париж». У России и Франции в этом году вообще особые отношения, и один из трех крупных проектов Фотобиеннале  так и называется – «Да здравствует Франция!». В его рамках в Манеже уже работают три крупные экспозиции, где представлены работы «классиков» легендарного агентства «Магнум» – Анри Картье-Брессона, Эллиотта Эрвитта и Мартины Франк. О творчестве знаменитого фотохудожника Анри Картье-Брессона, о том, что происходит в легендарном агентстве «Мангум» сегодня и о том, чем фотолюбитель отличается от профессионала, агентству РИА Новости рассказал представитель «Магнума» Жульен Шапсаль. Беседовала Тамара Бараненкова.

- Расскажите об экспозиции Анри Картье-Брессона, которую агентство «Магнум» привезло в Москву. Какие работы в нее вошли и кто занимался их отбором?     

- Экспозиция, которую агентство «Магнум» привезло для нынешней Фотобиеннале, была создана тридцать лет назад издателем Робером Дельпиром. Это ретроспектива лучших работ мастера, состоящая из 130 с лишним фотографий.     

Робер Дельпир известен тем, что одним из первых начал публиковать сборники работ известных фотографов. Снимки, отобранные им в свое время для книги фотографий Картье-Брессона, и представлены московской публике.

Вообще, Анри Картье-Брессон – фотограф востребованный и сегодня, около 400-т его работ колесят по различным странам и музеям: есть экспозиции небольшие, состоящие из 50-60 работ, есть побольше. Выставка, привезенная в Москву, - одна из таких экспозиций, ее видели уже во многих странах мира.     

- Почему интерес к творчеству Анри Картье-Брессона не угасает? Сегодня во многих странах, в том числе в России, его творчество становится все популярнее…     

- Ответ очевиден: Анри Картье-Брессон принадлежит к тем фотографам, чьи работы сродни живописи. Он не столько фотограф, сколько художник, автор, творец. В его фотографиях есть вечность. Как существуют великие художники, чьи полотна не могут устареть и стать неинтересными, так существуют фотографии Картье-Брессона. На них нельзя проставить дату – они будут актуальны всегда, в любое время.     

- Агентство «Магнум», которое было создано Анри Картье-Брессоном, Робертом Капа и их единомышленниками, существует уже более 60-ти лет. Как изменилась работа фотографов в агентстве за это время?     

- Сегодня в агентстве работают как те фотографы, которых условно можно назвать «наследниками» Картье-Брессона, так и те, кто ушли от той фотографии, каковой она была в первые десятилетия «Магнума», достаточно далеко.     

Свои коррективы в работу фотографов внес экономический кризис. Если раньше  шесть или семь фотографов агентства снимали для  прессы и зарабатывали только этим,  то сегодня они вынуждены искать новые пути и способы заработка. Теперь они работают, например, и на крупные предприятия, которые способны спонсировать совместные проекты. В работе фотографов и агентства стало больше рекламы.     

Когда создавалось агентство «Магнум», главными в работе его фотографов  были несколько принципов: не делать постановочных снимков, не ретушировать, не кадрировать.     

Многие фотографы «Магнума» и сегодня предпочитают работать в полном соответствии с принципами, провозглашенными Картье-Брессоном - делают черно-белые снимки, не кадрируют и не ретушируют их. Другие, напротив, пользуются компьютерами и редакторами, работают в цвете. Но при этом работы любого из них - разновидности одного и того же жанра документальной фотографии, фоторепортажа. У этих фотографов одна философия, но разные подходы к работе.    

- А что, на ваш взгляд, отличает фотографа-профессионала от любителя? Наверное, сегодня вопрос о конкурентоспособности первых стоит острее, чем раньше - техника развивается быстро, стоит все дешевле и делать снимки вполне приличного качества сегодня может практически любой…     

- Действительно, сегодня очень много фотографов, много фотографий, сделанных профессионалами и нет… Тем более что появилось разделение, которого не было раньше: кто-то из фотографов специализируется на Африке, кто-то - на Азии. Я думаю, что главное, что отличает настоящего художника от любителя – его видение, способность дать что-то большее, чем просто снимок. Настоящая фотография интересна как произведение искусства, как проявление видения фотографа, и это ее главное отличие от работы любителя, в руках которого оказалась камера. Если умеешь видеть, твои фотографии останутся в вечности. 

Что касается конкуренции, то она, несомненно, есть, но «Магнум» ее не очень боится. То, что отличает работу агентства и его фотографов, – это качество фотографии. «Магнум» - это совершенство, это престиж, это бренд. Именно на это и делает ставку агентство, когда сотрудничает с кем-то.     

Наряду с фотографами, которые работают в агентстве не первый год, в «Магнуме» есть и новые имена, свежая кровь. Например, Джонас Бендиксен (Jonas Bendiksen), Алек Сот (Alec Soth), Антуан д’Агата (Antoine D'Agata), Алессандра Сангинетти (Alessandra Sanguinetti),  Джим Гольберг  (Jim Golgberg).  Я отметил именно этих фотографов, потому что каждый из них представляет собственный, отличный от других подход к фотографии. Почти всем им около 30-40 лет, но по сравнению с другими фотографами агентства они молоды.     

Что касается  Джима Гольдберга, то он несколько старше, ему уже 50 лет,  но в то же время то, что он делает, отличается от «классического» «Магнума». Ведь когда говорят о «Магнуме», прежде всего представляют Анри Картье-Брессона или Роберта Капа. Здесь же совершенно иное видение.    

-  Помимо работ Анри Картье-Брессона, для «Фотобиеннале-2010» «Магнум» привез еще двух классиков фотографии – Мартину Франк и Эллиотта Эрвитта. А собираетесь ли вы привозить в Россию в ближайшее время кого-то еще?     

- Представить на «Фотобиеннале» Мартину Франк и Эллиотта Эрвитта было выбором Ольги Свибловой, директора Московского дома фотографии и арт-директора «Фотобиеннале». Именно она каждый раз занимается выбором авторов и фотографий.  Так, два года назад, для Фотобиеннале-2008  Ольга сделала выбор в пользу Георгия Пинхасова, Лиз Сарфати (Lise Sarfati), Алекса Уэбба (Alex Webb) – фотографов, работающих в цвете.     

Что касается планов на будущее, то они, естественно, существуют: как раз вчера мы обсуждали с Ольгой идею сделать выставку работ фотографов, которые снимали в России, и объединить в ней как фотографии классиков, так и молодого поколения.     

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала