О том, собирается ли Федеральная антимонопольная служба (ФАС) бороться с демпингом при госзакупках, думает ли она увеличить долю критерия качества и почему требования к закупкам госкомпаний должны быть жестче в преддверии форума «Госзаказ 2010» рассказал РИА Новости замруководителя ФАС Андрей Цариковский.
- С января этого года федеральные ведомства переводят свои закупки на электронные торговые площадки. Расскажите о первых результатах анализа госзакупок на ЭТП.
- Пока уровень тревожных звонков гораздо меньше, чем я ожидал сам. При введении 94-го закона (о госзакупках – ред.) количество технических накладок было больше. Существуют проблемы, но они все технического плана. Такой объемной системы электронных торгов пока не было ни у кого. Хотя уже до этого работали системы Москвы и Татарстана. Главное, что нет претензий к самой идеологии перевода госзакупок на ЭТП. Участники рынка, заказчики относятся к этому положительно.
- Когда будет отрегулирована система поиска на сайте www.zakupki.gov.ru?
- Сайт уже и так не плохо подработан. Раньше, действительно, фраза «закупки.ру» в устах участников размещения заказа легко заменяла пару известных русских выражений. Сейчас уже нареканий на техническую сторону нет. Система потихоньку дорабатывается, с 1 января 2011 года к системе подключаться регионы и муниципалитеты.
Когда мы всех заставили публиковать информацию в интернете, появилась новая фишка – неоткрывающиеся сайты. Можно сказать, что благодаря 94-му закону повысилась квалификация бюрократов, их информационная грамотность, те же не открывающиеся сайты тому свидетельство. А если серьезно, то очень резко повысился уровень профессионализма чиновников, занимающихся госзакупками, улучшилось качество закупаемых товаров и услуг, госконтроля за этим процессом. Они были вынуждены разработать более четкую документацию. Государство в итоге выигрывает в качестве заказа.
Иногда мы проигрываем в качестве, если не квалифицировано относится к торгам и заказывать просто стул. Надо нормально, подробно описать характеристики стула.
- А после этого госзаказчик не получит претензии от ФАС из-за того, что он установил дополнительную квалификацию при закупке?
- Он должен детально описать товар, а не субъективно решать хороший или плохой стул. Если он это сделает, то претензий не будет. Существуют, конечно, моменты когда трудно описать качество в 1-2% случаев. В 98% случаев, если ты задашь себе это целью, описать можно все. Я это прекрасно знаю на наших собственных заказах по ремонту зданий. Гораздо выгоднее потратить 5% госзаказа на описание технического задания, чем терять 15-20-30% на цене госзаказа.
- Противники 94-го закона говорят о том, что экономия государства на госзакупках эфемерна. При этом они полагают, что значительно увеличились убытки от коррупции.
- Мне часто говорят, что закон о госзакупках увеличил коррупцию. Вы слышали хоть одну подтверждающую фразу? Вот когда мне хоть чем-нибудь постараются подтвердить этот тезис я сам публично съем 3 страницы 94-го закона. Потому что 94-ый закон в первую очередь создавался как антикоррупционный. Может в отдельных моментах мы проигрываем в эффективности госзаказа, но мы явно выигрываем в противодействии взяточничеству.
В нем жесткие процедуры и их сложно обойти, и своего любимого участника на аукционе теперь «вытянуть» очень сложно. Своего «протащить» сложнее, цена снижается и получается, что база, с которой можно платить откат значительно меньше. Плюс еще фактор страха наказания. Возможности для коррупции снизились значительно.
- Планируется ли увеличить долю критерия качества при определении победителя торгов при госзакупках?
- Для госзакупок и сейчас есть критерий качества, он занимает 20% в общей оценке. В принципе этого хватает. Думаю, что мы пойдем по пути большей субъективности при оценке научно-исследовательских работ.
- Собирается ли ФАС бороться с демпингом при госзакупках или снижение цены на торгах – это всегда благо?
- С точки зрения государства я не вижу необходимости бороться с демпингом, предоставляемых качественных услуг, когда речь не идет о таких вопросах, как национальная безопасность.
- Когда может заработать закон о закупках естественных монополий и госкорпораций по принципам госзаказа?
- По моей информации этот законопроект Минэкономразвития еще не внесло в правительство. Это документ с нелегкой судьбой. Закупки всех монополий сравнимы по объему с закупками государства. Они не хотят переходить на новые принципы заказа. Этот законопроект, конечно, мягче, чем 94-ый закон. Мы его согласуем, но без радости. На наш взгляд этот закон должен быть жестче. Но в любом случае существование этого закона будет лучше, чем его отсутствие.
- В чем он должен быть более жестким?
- Сейчас законопроект можно назвать рамочным. Он описывает только, что надо делать, а нам бы хотелось, чтобы он регламентировал и как надо проводить закупки.
- Когда заработает?
- Если возьмемся с энтузиазмом, то через 2-3 года может заработать.
- Предполагалось, что ФАС и Минсвязи в марте запустят сайт по госпродажам. На нем, в частности, будет размещаться информация о реализации прав на аренду госнедвижимости. Какую еще информацию о продажах госресуросв планируется размещать в сети?
- В тестовом режиме он уже работает, пока не и в форме сайта, а IP-адреса. Я рассчитываю, что уже со второго полугодия он заработает на полную мощность. Мы сторонники того, чтобы на этот единый сайт стекалась практически вся информация по тому, что государство продает. В ближайшее время мы там хотим увидеть кроме недвижимости арестованное имущество, контрафакт, месторождения природных ресурсов, аренду участков леса.
- Предполагается ли перевод большинства госпродаж на ЭТП?
- Мы рьяные сторонники этого.
- Часто ли сговариваются на торгах при госзакупках?
- Мое личное мнение - я подчеркиваю это – таково: о сговоре можно говорить в 10-30% случаев от всех торгов. Почему я горячий сторонник перехода на электронные торги? Потому что это убирает данную проблему. К сожалению, по половине дел приходится прекращать производство, не удается доказать сговор. Однако согласитесь, странно, когда, например, все 10 участников конкурса действуют одинаково. У всех, кроме одного, вдруг заболевают представители.
Есть проблема, с которой мы столкнулись, и, я думаю, мы будем вносить соответствующие изменения в административный кодекс (КоАП РФ – ред.). От чего считать сумму оборотного штрафа (сейчас от 1 до 15% - ред.) в случае сговора, от всей деятельности компании? Это странно и слишком жестко. От суммы контракта? 15% - это не серьезно, у них на откат больше ушло. Думаю, что мы будем привязываться к стоимости контракта. Истина лежит где-то в суммах 15-20-30% от его объема.