О ситуации в сфере ЖКХ Псковской области, формировании тарифов на услуги в этой области, роли естественных монополий в формировании цен на услуги в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель губернатора Псковской области Сергей Перников.
- Сергей Григорьевич, на минувшей неделе Вы провели совещание с главами районов, на котором обсуждался рост цен на услуги ЖКХ. В среднем по стране за первые три месяца нового года рост составил 18%, в Псковской же области был чуть меньше 15%. Насколько обосновано такое повышение?
- Действительно, мы встретились с главами тех районов, где ситуация стоит наиболее остро. Структура платежа складывается из тарифа на определенный вид жилищно-коммунальных услуг, умноженный на норматив потребления, либо объем потребления коммунального ресурса по приборам учета. Рост платы граждан за тепло, горячее водоснабжение и электроэнергию произошел за счет увеличения тарифа на соответствующий вид услуг и увеличения нормативов потребления по отдельным муниципальным районам. По отдельным видам платежей возникли вопросы и у нас, и у населения. В частности, плата на горячее водоснабжение в Невельском районе выросла на 25%, в Себежском – на 35%, в Пскове – на 21%, на отопление в Новоржевском и Палкинском - на 21%, в Усвятском – на 36%, на твердое топливо в Печорском районе – на 51%. Здоровой подобную ситуацию назвать никак нельзя. Мы решили встретиться с главами муниципальных районов и узнать причины, которые вынудили их пойти на такое повышение тарифов.
Я могу сказать, что рост тарифов вызван прежде всего теми проблемами, которые годами накапливались в жилищно-коммунальном хозяйстве области. Некоторые главы районов попытались их решить за счет роста тарифа на отдельные услуги. По ряду позиций повышение, на мой взгляд, было объективным. И главы районов заложили в бюджете компенсацию населению за этот рост. В частности, в Печорском районе котельная работает на твердом топливе, поэтому и вырабатываемая тепловая энергия дороже. Среди потребителей котельной преобладают промышленные предприятия, а зданий, где проживают люди, не так много. И муниципальные власти приняли решение увеличить тариф и при этом компенсировать рост в той части, которая касалась населения. Я нахожу такой подход разумным - с одной стороны, решается вопрос сбора средств, чтобы окупить прямые затраты и не уйти в убыток, а, с другой - компенсируются те затраты, которые легли на плечи населения.
Замечу, что администрацией области принято решение провести аудит установленных тарифов и платежей населения за коммунальные услуги. Заместителю губернатора Сергею Федорову поручено в кратчайшие сроки собрать комиссию и проверить обоснованность новых тарифов – комиссия эта уже работает.
- Какие меры приняты администрацией области для снижения цен на услуги ЖКХ?
- В соответствии с законодательством в целях сдерживания роста цен на услуги ЖКХ органам исполнительной власти субъектов России предоставлено право устанавливать предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. На 2010 год по муниципальным образованиям Псковской области приказом Госкомитета по тарифам утверждены предельные индексы роста тарифов по жилому помещению в размере 110% и по коммунальным услугам – в размере 115 %. Это существенно ниже уровня 2009 года – тогда по жилому помещению предельный индекс составил 119%, а по коммунальным услугам – 123%.
Кроме того, с 2010 года Госкомитет по тарифам определяет индексы максимально возможного изменения установленных тарифов по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод в среднем по муниципальным образованиям области. На 2010 год эти индексы составили от 96,5% до 121,3%, в среднем же по области – 108,1%. А в 2009 году, когда утверждением индексов занималась Федеральная служба по тарифам, в среднем по области индекс составлял 116,5 % – то есть был вдвое выше.
Я хочу подчеркнуть, что цены на услуги ЖКХ находятся на особом контроле администрации области: проводится комплекс контрольных мероприятий, а необоснованно завышенные муниципальными образованиями тарифы будут отменены.
Но при этом существует еще одна проблема. Предприятия Псковской области, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги населению, имеют задолженность около 300 миллионов рублей. Ситуация достаточно серьёзная – я бы сказал, даже критическая. Могу сказать, что 80% этой суммы – долги населения. Поэтому важно, чтобы жители тоже проявляли сознательность.
- Какую роль в формировании цен на услуги сыграли естественные монополии, которые поставляют газ и электричество?
- В нашем регионе роль естественных монополий весьма велика, ведь в Псковской области нет своей крупной генерирующей компании, и электроэнергию мы вынуждены закупать на оптовом рынке. Кроме того, рост тарифов в электроэнергетике вызван ростом региональной составляющей в тарифе, в том числе за счет инвестиционной программы по филиалу ОАО «МРСК Северо-Запада «Псковэнерго» в объёме 280,6 миллионов рублей (с учетом налога на прибыль) и за счет снижения потребления промышленными предприятиями. Вместе с тем, рост тарифов для населения на 2010 год составил 110%, а для прочих потребителей – уже 116 %.
Увеличение стоимости электроэнергии повлияло на рост тарифов для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
В этой связи мы стараемся проводить плотную работу с поставщиками. В частности, было много встреч с представителями ОАО «Газпром», ОАО «МРСК Северо-Запада».
В целом, на 2010 год Федеральной службой по тарифам была установлена максимальная величины роста тарифов на тепловую энергию в среднем по Псковской области на уровне 112%. Фактически, по установленным Госкомитетом на 2010 год тарифам на тепловую энергию для энергоснабжающих организаций, максимальная величины роста тарифов на тепловую энергию в среднем по Псковской области составила 111,4%.
Администрация региона со своей стороны всегда тщательно следит, как расходуются эти деньги.
- Коммуникации Псковской области сильно изношены. Не помешает ли сдерживание цен планам по модернизации системы?
- Действительно, уровень износа инженерных коммуникаций и котельных в муниципальных образованиях весьма высок – ведь их строили еще в 60-80-е годы. Но в администрации области есть данные по техническому состоянию всех котельных и инженерных сетей, и в текущем году за счет средств областного бюджета планируется провести капитальный ремонт котельных и сетей теплоснабжения Новоржевского, Новосокольнического, Локнянского, Плюсского и других районов.