МОСКВА, 19 мар - РИА Новости. Новая система государственной поддержки кино замораживает прошлое и игнорирует будущее, убежден призер Венецианского фестиваля, член президентского совета по культуре и искусству Алексей Герман-младший.
До недавнего времени за финансирование кино отвечало министерство культуры, однако в ноябре 2009 года система была признана недостаточно эффективной, поскольку многие из получивших господдержку фильмов не только не возвращали затраченные средства, но даже не выходили в прокат. Решено было создать федеральный Фонд специальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, в распоряжение которого поступило 2,8 миллиарда рублей. В пятницу 2 миллиарда из них были поделены между восемью лидерами кинопроизводства, а остаток зарезервирован на социально значимые проекты.
"Я глубоко убежден, что если говорить не о коммерческом кино, а вообще о русской культуре, мы можем себе устроить культурный Ванкувер - с точки зрения территории мы гораздо больше, чем Китай, но с точки зрения присутствия нашей культуры в мире мы будем Эстонией", - сказал РИА Новости Герман.
По его мнению, в науке, спорте и культуре Россия сталкивается с одними и теми же проблемами.
"Мы говорим о каких-то показателях, идут колоссальные аппаратные игры, но ученых у нас остается все меньше, мы видим, что происходит со спортсменами, и с культурой - то же самое", - сокрушается режиссер.
С его точки зрения, государству, если оно желает поддержать кино, целесообразнее было бы инвестировать те же средства в борьбу с пиратством, в закрытие торрентов, в строительство новых кинотеатров.
"До тех пор, пока у нас 80% прибыли от dvd уходит пиратам, пока количество кинотеатров не увеличится хотя бы вдвое, пока не будет решен вопрос налога на прибыль для инвесторов в кино, авторскому кино будет сложно", - считает Герман.
"Анимация, дебютное, документальное кино в стране, которая себя как-то уважает, не должны финансироваться по остаточному принципу. Речь идет об их уничтожении, потому что оставлять на анимацию и документалистику великой страны деньги радикально меньшие, чем бюджет "Обитаемого острова", по меньшей мере странно", - говорит режиссер.
Речь идет о 850 миллионах рублей, оставленных министерству культуры на поддержку кинематографа в 2010 году. В то же время продюсерские компании, которые вошли в восьмерку лидеров, получат по 250 миллионов каждая.
По мнению Германа, поддержка лидеров кинопроизводства подобна поддержке АвтоВАЗа. Тем временем "погибнет большое количество молодых компаний, и режиссерам, начиная с Александра Сокурова и заканчивая Алексеем Попогребским, будет сложнее существовать".
"Дальше это вопрос решения - нужен такой сегмент культуры или не нужен. Если не нужен, тогда можно по той же логике закрывать музеи и репертуарный театр", - заключил режиссер.