МОСКВА, 17 мар - РИА Новости. Представительницы женского пола имеют врожденный дар педагога, установили исследователи из Швейцарии на примере диких мартышек-верветок, о чем они сообщают в работе, опубликованной в электронной версии журнала Proceedings of the Royal Society B.
Человеческое поведение во многом основано на том, что индивид узнает в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Аналогичные механизмы такого общественного обучения ученые наблюдали и у других позвоночных, и предыдущие исследования выявили, что их эффективность во многом зависит от особенностей "учителя".
Группа ученых из университета Невшателя в Швейцарии провела исследование, в котором шесть групп верветок, обитающих в Южной Африке, наблюдали за выполнением простого задания доминантными самкой или самцом. Ученые установили, что особи, которых "учила" самка, впоследствии значительно успешнее повторяли это задание.
"Мы обнаружили, что "зрители" гораздо внимательнее наблюдают за самкой, чем за самцом. Это, похоже, единственный фактор, который влияет на это общественное обучение", - сказала руководитель исследования Эрика ван де Ваал (Erica van de Waal), которую цитирует BBC News.
Мартышки получали ящик с двумя дверцами, в котором находились фрукты. Одна дверца была заперта, и "учителя" экспериментальным путем могли установить, как открыть ящик. Затем они делали это несколько раз в присутствии сородичей, которые пытались повторить задание.
По мнению ученых, общественное обучение особями женского пола может быть более выгодным для вида: самки обычно остаются в группе, где родились, и накапливают больше знаний об особенностях родной территории.
Ван де Ваал также отметила, что их исследование дало ценную информацию об "эволюции традиций и культуры у видов, живущих в стабильных группах, в том числе и у человека".